САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

Писатели против Тотального диктанта

08.04.2021
Писатели против Тотального диктанта Секретариат СП России призвал не участвовать в «действе, не имеющем ничего общего с любовью к Родине».

Отнюдь не робкие грузины

02.04.2021
Отнюдь не робкие грузины Известного тележурналиста Владимира ПОЗНЕРА с громким скандалом прогнали из Грузии.

«Скотский хутор» на английских газонах

29.03.2021
«Скотский хутор» на английских газонах О русофобии Джорджа ОРУЭЛЛА и негативном влиянии его знаменитой повести размышляет Геннадий ПИМЕНОВ.
ЛГ плюс

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.

«Никакая она не стерва…»

03.04.2021
«Никакая она не стерва…» Все годы войны в Донбассе Александр САВЕНКОВ живет в родной Горловке. Это не могло не отразиться в его стихах.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Книга о природе, человеке и человечности

10.04.2021
Книга о природе, человеке и человечности Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о книге Павле КРЕНЁВА.

40 лет спустя… «Бельканто-гала»

07.04.2021
40 лет спустя… «Бельканто-гала» Людмила ЛАВРОВА рассказывает о премьере в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия ХВОРОСТОВСКОГО.

Я верую в русское чудо

06.04.2021
Я верую в русское чудо Сергей АРУТЮНОВ «открывает» поэта Юрия КЛЮЧНИКОВА в год 90-летия последнего.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.

Шароварник-перевертыш

04.04.2021
Шароварник-перевертыш Журналист и общественник Евгений ТИНЯНСКИЙ о бандеровце, неплохо устроившемся в Крыму.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №6 (6210) (11-02-2009)
  • Супермен с нежной кожей

Супермен с нежной кожей

Супермен с нежной кожей

Панорама
Павлючик Леонид

ПАМЯТЬ

14 февраля актёру Николаю Ерёменко исполнилось бы 60 лет

Валерий ПЛОТНИКОВМы были знакомы с ним добрую четверть века – с той давней поры, когда я работал в Минске в молодёжной газете, а он наезжал из Москвы домой к родителям, ведущим актёрам Национального театра – народной артистке Белоруссии Галине Орловой и народному артисту СССР Николаю Ерёменко-старшему.

В те времена Коля – талантливый, молодой, красивый, с волнистыми кудрями до плеч – переживал пик своей немыслимой, запредельной популярности. После Жюльена Сореля в «Красном и чёрном» и лихого старпома в «Пиратах XX века» ему буквально не давали прохода на улицах. Коля позже с юмором рассказывал мне, что юные поклонницы ночевали в подъезде его дома, присылали бандероли со своими локонами, письма с обещанием покончить жизнь самоубийством, если он не ответит. А то и вовсе являлись с баулами на порог дома: мол, я буду тебе верной женой. Что скрывать, Коля пользовался успехом у женщин и на протяжении всей своей бурной жизни платил им щедрой взаимностью. Когда, помню, я позвонил ему, чтобы поздравить с 50-летием, он весело ответил: «Знаешь, полтинник стукнуло, а я ещё не налюбился». Я тогда не знал, что у него «на стороне» подрастала внебрачная дочь – это обстоятельство всплыло уже только после смерти Ерёменко.

Несмотря на всеобщее и повсеместное обожание, ему хватило ума, трезвости самооценки ни разу не заболеть «звёздной болезнью». Спасала, как всегда, работа: он много снимался даже в кризисные для кино постперестроечные годы. Причём старался разнообразить своё актёрское «меню»: после высокой классики с удовольствием снимался в приключенческих фильмах, после исторических персонажей Меншикова в дилогии о Петре или графа Орлова в «Царской охоте» легко перевоплощался в «наших современников». Ученик великого педагога Сергея Герасимова, артист тонкий, умный, ироничный, игравший в институте острохарактерные роли, в том числе, представьте, даже Плюшкина, Ерёменко боялся попасть в тиски одного амплуа. Всё время бредил идеей сняться в смешной комедии, но его всё чаще снимали в ролях суперменов, благо фактура позволяла. Да и все трюки в отчаянных боевиках «Снайпер» и «Крестоносeц» он уже в зрелом возрасте чаще всего выполнял сам. В канун своего 50-летия Коля не без гордости говорил мне, что смог бы повторить многое из того, что вытворял на съёмочной площадке «Пиратов XX века». А в жизни, не на экране, он не был суперменом, не был «крутым пацаном», несмотря на то что многие воспринимали его именно таким. Он относился к этому заблуждению со снисходительной улыбкой.

– Не могу про себя сказать, что я такой уж толстокожий, как иные мои персонажи, – говорил он мне. – Актёры – вообще натуры трепетные, чувственные, это заложено у нас в природе. Может, я и суперменов-то играл, чтобы не играть на экране самого себя. Роль для меня – это всё-таки создание определённого образа, а не выявление на экране собственной сущности.

Конечно, он старался и в жизни соответствовать своему обязывающему экранному имиджу. Следил за своей физической формой, ежедневно делал тридцатиминутную силовую гимнастику, время от времени качался в спортзале. Как минимум раз в неделю парился в Сандунах, куда ему как завсегдатаю был дарован бесплатный вход. Но при этом любил тишину, одиночество, покой. Не терпел амикошонства, был со всеми ровен, но держался ото всех слегка на расстоянии, ни с кем особо не сближался. Много думал и читал: обожал, само собой, Стендаля, часто перечитывал Льва Толстого, особенно его дневники. Очень ценил «Мартовские иды» и «День Восьмой» Торнтона Уайлдера, следил за исторической, мемуарной литературой. Не гнушался порой и лёгкой, но качественной беллетристики. «Помогает отвлечься от забот и треволнений прошедшего дня», – чуть ли не виновато объяснял он.

Но главной его любовью в литературе был, конечно, Пушкин. Колоссальное впечатление на Ерёменко, по его рассказам, произвела книга «Пушкин в письмах», на страницах которой поэт вроде бы отсутствовал, а были только посвящённые ему выдержки из чужих писем. Но они были так умело «смонтированы», что жизнь Александра Сергеевича просто-таки представала перед глазами. Сразу после прочтения этой книги Коля поехал в Питер, обошёл все места, описанные в ней, метр за метром исследовал Мойку, побывал на Чёрной речке… «Мне казалось, я ходил по горячим следам Пушкина», – признавался мне впоследствии Ерёменко. А я подумал тогда: вот тебе и «супермен», вот тебе и «качок». Хотел бы я посмотреть на иных играющих в «интеллектуальность» актёров, которые бы так любили, так чувствовали нашего национального гения.

К 50 годам Ерёменко, как мне казалось, перерос рамки исполнительской профессии. Одно время ему до смерти надоел свой собственный актёрский облик. Он то запускал шевелюру, то коротко стригся, то для фильма «Маросейка, 12» с удовольствием побрился наголо – всё хотел уйти, убежать от своей броской внешности, которая диктовала однообразный порой характер ролей. Тогда-то и подвернулась возможность самому снять кино – фильм «Сын за отца», где Коля впервые снялся вместе с отцом, Николаем Ерёменко-старшим. Жаль, что этот режиссёрский опыт оказался у него единственным. Знаю, планы у Коли были серьёзные: у него были наготове три сценария. Но на реализацию этих замыслов, как водится, не нашлось денег.

– Вообще-то я не собирался ставить фильм «Сын за отца», – объяснял мне Коля после премьеры фильма. – Просто хотелось порадовать своего старика, подарить ему к 70-летнему юбилею роль. Да и самому было интересно сняться с отцом, мы ведь ни разу не были до этого вместе в кадре. Я прекрасно отдавал себе отчёт, что режиссура – другая профессия. Актёр ведь не зря называется исполнителем: он исполняет чужую волю. А тут надо свою волю навязывать другим. Я это не очень люблю. Но в какой-то момент я оказался перед выбором: или фильм сниму я, или он не будет снят вовсе. И я пошёл на эту, как мне казалось, авантюру. А потом, представь, понравилось, – с улыбкой добавлял он. – Так хорошо стоять за камерой, руководить, и все тебя слушаются – даже отец, которым я накомандовался за всё своё подчинённое детство.

С отцом, человеком сильным, волевым, прошедшим фашистский концлагерь, сыгравшим, по сути, вариант собственной судьбы в фильме Сергея Герасимова «Люди и звери», у Коли в разные периоды жизни складывались разные отношения. В детстве и юности он рос подвижным, даже хулиганистым ребёнком, а Ерёменко-старший, шутил Коля, не был поклонником доктора Спока и даже Макаренко. «Он терпел, терпел, а потом отвешивал нормальных мужских оплеух». Но с годами Коля перестал обижаться на отца: сам став главой семейства, он пришёл к непедагогичному, может быть, выводу, что «правильные представления о жизни нередко вколачиваются в голову… через задницу».

В зрелые годы у них с отцом установились на редкость доверительные, тёплые, по-настоящему мужские отношения. Могли всю ночь проговорить об искусстве, благо здесь поклонялись одним богам, могли крепко поспорить на политические темы (отец какое-то время был одним из лидеров Коммунистической партии Белоруссии, а Коля слыл либералом), могли выпить вместе рюмку-другую. Смерть отца Коля переживал очень сильно. Она подкосила его, лишила жизненной опоры. А тут ещё начались проблемы в личной жизни: незадолго до своей смерти Коля ушёл от своей жены Веры (они прожили больше двадцати лет) к молодой женщине Людмиле, с которой у него завязался бурный роман. Все эти перемены дались ему нелегко. Да и ожидаемая жизненная гармония, судя по всему, не наступила. «Не надо было ничего менять», – обмолвился он матери в свой последний приезд в Минск. Ерёменко искал и не мог найти выход из запутанной жизненной ситуации. И тогда на помощь пришло старое испытанное русское средство… И это стало одной из причин обширного инсульта, который так неожиданно, так внезапно унёс его жизнь. Ему шёл тогда всего 53-й год…

Леонид ПАВЛЮЧИК


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
12.04.2021

Полету Гагарина – 60 лет!

12 апреля 1961 года состоялся первый в истории человечества полет в космос.
12.04.2021

«Цифровой этикет» – что это?

На встрече в РГБМ расскажут о том, какие правила следует соблюдать в социальных сетях.
11.04.2021

Что читать?

Состоялось онлайн-шоу известного издательства «ЭКСМО».
10.04.2021

«Русское царство» в особняке Носова

В РГБМ открылась выставка живописи, приуроченная к 800-летию Александра Невского.
10.04.2021

Кабакова вспомнят в ЦДЛ

Евгений Попов проведет вечер памяти друга-писателя.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Кто тут «убийца»?

Администрация Байдена, казалось, вернёт американскую дипломатию к приличиям посл...

События и мнения
Вассерман Анатолий

Зачем нам туда?

Весь конкурс кандидатов от России на «Евровидение» не смотрел: давно далёк от ны...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда