САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.

Как писатели встретили Новый год? Часть вторая

08.01.2021
Как писатели встретили Новый год? Часть вторая Мы продолжили опрашивать видных литераторов по поводу праздника и надежд на будущее.

Как писатели встретили Новый год?

04.01.2021
Как писатели встретили Новый год? Мы задали два простых вопроса признанным мастерам отечественной словесности.
ЛГ плюс

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.

Еще немного снега

05.01.2021
Еще немного снега Стихи  Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ технически безупречны, но прежде всего они лиричны.

Лауреат на подоконнике

31.12.2020
Лауреат на подоконнике Евгений ШАТЬКО был звездой 16-й полосы «Литературной газеты».
Его рассказы – на все времена.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

От сироты до петербургских легенд

13.01.2021
От сироты до петербургских легенд Мария КУПРИЯНОВА рецензирует книги Дианы МАШКОВОЙ, Татьяны ГАРТМАН и Андрея ДУБРОВСКОГО.

В кабинете Николая Задорнова

09.01.2021
В кабинете Николая Задорнова О выставке в литературном музее Пензы рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Дни Ли Бо

07.01.2021
Дни Ли Бо О том, как в Китае отмечают день рождения великого национального поэта, рассказывает Михаил СИНЕЛЬНИКОВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Музей Белинского будет жить

15.01.2021
Музей Белинского будет жить Как публикации в «Литературной России» и «Литературной газете» поспособствовали ремонту исторического здания.

Геронтократия

10.01.2021
Геронтократия Журналист Максим АРТЕМЬЕВ считает, что престарелые политики губят Америку.

Какая боль, какая боль!..

06.01.2021
Какая боль, какая боль!.. Иван ЕСАУЛОВ о разгромном поражении молодежной хоккейной сборной и отечественном спорте вообще.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №7 (6211) (18-02-2009)
  • «Бой гремел в окрестностях Кабула»

«Бой гремел в окрестностях Кабула»

Ткаченко Пётр

«Бой гремел в окрестностях Кабула»

С пером и шпагой
Ткаченко Пётр

МЕЛОДИИ ВОЙНЫ

И теперь, по прошествии многих лет, невозможно не задаться вопросом: почему именно песни наиболее  полно и объективно поведали нам об этой войне? Ну да, конечно, журналистика не могла тогда подробно и достоверно рассказывать о боевых действиях, о трагических судьбах воевавших солдат и офицеров. И всё-таки чуткая цензура не порождает такого всплеска песенного творчества…  Тут было нечто другое. Скорее, в этом сказалась нормальная, здоровая реакция общества на трагедию человеческой смерти, вдруг становившейся обыденной. Ведь песни эти поражали не только самой по себе военной темой. Это была действительно поэзия, хотя и исполнявшаяся зачастую под однообразный гитарный перебор. Песни были вроде бы «простенькими», но они пронизывали искренностью и неподдельностью. Оказалось, что эти песни и стали основным и, по сути, единственным нерукотворным памятником как павшим, так и всем, кого коснулось горе этой войны:

Пронесётся пыль в Афганистане,
Вихрем чьи-то жизни прихватив…
Пусть им вечным памятником станет
Этой песни простенький мотив.

Уже потом, годы спустя, эти искренние афганские авторские песни, как водится, были заслонены эстрадными поделками на «афганскую тему». И всё-таки они остались неповторимой страницей и в русской поэзии, в высоком смысле слова, и  в народном творчестве, и аспектом общественного сознания.

Думается ещё и о том, что эти воинские песни и сыграли столь значительную роль,  что художественная литература,  во многом идеологизированная и управляемая  как и тогда, так и теперь, свою миссию отображения происходящего и постижения переживаний людей, скажу так, – выполняла не в полной мере. Характерна в этом отношении проза Александра Проханова об этой войне. Начав с некоторой бравурности, он  пришёл  к действительно глубоким рассказам, таким, как «Родненький» и «Мусульманская свадьба». Но таких волнующих страниц об афганской войне в русской литературе оказалось совсем немного. Литература  была подменена обличительным, нигилистическим чтивом.

Такое естественное сострадание людям, пострадавшим от этой войны, оказалось вытесненным лукавой идеологемой «цинковых мальчиков», унизительной не только для воинства, но и для личности вообще…

Примечательно и то, что восприятие афганской войны, отношение к ней и оценка её в общественном сознании  разительно не сходны с  теми, какими они представлялись в публицистике, да и в значительной части прозы.

Так произошло, видимо, по той причине, что в литературе нашей издавна завелась «социальность», как некая неизлечимая чесотка, с помощью которой «разрешались» какие-то проблемы, хотя никаких проблем никогда литература не разрешала, ибо у неё – другое предназначение. Да и история, к чему по сути свелось потом постижение войны, не её прерогатива. И это было видно по песням изначально:

Бой гремел в окрестностях Кабула,
Ночь светилась всплесками огня…
Не сломало нас и не согнуло, –
Видно, люди крепче, чем броня.

…Вспомним, ребята, мы Афганистан,
Зарево пожарищ, крики мусульман,
Грохот автоматов, взрывы за рекой,
Вспомним, товарищ, вспомним, дорогой.

В этой, одной из первых песен, исполняемой на мотив знаменитой «Баксанской», как, впрочем, и в других песнях, – участие в афганских событиях понималось чем-то таким значительным, что достойно памяти и что не подлежит осмеянию. Ведь эта война, что бы мы ни говорили, явилась испытанием как для людей в погонах, так и для общества в целом:

Над горами, цепляя вершины,
кружат вертолёты,
Где-то  эхом в горах
прогремели последние взрывы,
Только изредка ночью
взорвут тишину пулемёты,
Проверяя, – а все ли мы живы?..


Игорь АСТАПКИН

Как здесь, так и в других песнях, казалось бы, чисто военно-бытовая картина вдруг приобретала значение глубокого символа.

И потом,  какая этическая и нравственная высота проступает в лучших песнях, как в этой – Игоря Морозова, в поэтическом монологе от имени павшего:

Прости, что я не добежал,
До вражеского дзота,
За сто шагов в прицел попал
Чужого пулемёта.

Прости за то, что в том бою
Не думал о тебе.
В чужой стране, в чужом краю,
На выжженной земле.

Наконец, из этой войны вышла целая плеяда настоящих поэтов. Это прежде всего – Виктор Верстаков, создавший целую песенную летопись войны на самом высоком  поэтическом уровне; Игорь Морозов, Юрий Кирсанов, Марианна Захарова, Александр Карпенко, Виктор Куценко и другие.

Я помню это тревожное, трагическое, но вместе с тем, как для литератора, и счастливое время, когда со всех концов света ко мне приходили дискеты с воинскими афганскими песнями. Я собирал эти песни с надеждой рано или поздно издать их. И действительно, издательство «Молодая гвардия» выпустило тогда сборник «Когда поют солдаты» четырьмя массовыми стотысячными тиражами (М.: 1987, 1988). Эта небольшая книжка песен явилась, видимо, самой популярной о той «необъявленной войне».

Потом были и другие сборники воинских песен – «Офицерский романс» (М.: Граница, 1999), «Офицерский романс» и «Военный романс» (М.: Эксмо-Яуза, 2006). Но странное дело, они уже не вызывали того отклика, как в те военные и послевоенные годы. Видно, песни действительно звучат или молчат в зависимости от духовного и нравственного состояния общества…

И теперь, перечитывая тексты тех песен, я вдруг ловлю себя на мысли, что они – не только собственно о войне, но и обо всём том, что произошло с нами после неё. Уже тогда они выражали то наше состояние, которое наступит и осознается (да и осознается ли в полной мере?) позже. Как в этой песне Виктора Верстакова:

Пилотки и волосы серы,
Но выбилась белая прядь.
А что нам терять кроме веры?
Нам нечего больше терять.

…В короткую песню не верьте,
Нам вечная песня под стать.
Ведь что нам терять кроме смерти?
Нам нечего больше терять.

Пётр ТКАЧЕНКО, литературный критик, публицист, прозаик, полковник запаса


Оценить:

Оценка: 5.74 - Голосов: 19


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
15.01.2021

Класс премиум

В Твери названы победители Премии имени Андрея Дементьева.
15.01.2021

Умер Борис Грачевский

Худрук «Ералаша» ушел из жизни на 72-м году жизни.
15.01.2021

Олжас Сулейменов заразился коронавирусом

Известный казахский писатель подхватил заразу в Алма-Ате.
14.01.2021

Книжный фестиваль пройдет в Петербурге

Российский книжный союз планирует в 2021 году провести фестиваль на Дворцовой площади в северной столице.
14.01.2021

«Иностранке» скоро век

В преддверии своего 100-летия Библиотека иностранной литературы открыла биографический словарь с информацией о сотрудниках.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Куда стрелял Чубайс?

Накануне нового года напоминают о себе предсказатели – астрологи, экстрасенсы, ф...

События и мнения
Брод Александр

Агенты вливания

Несколько событий уходящего года накалили правозащитную повестку. Жалобы на нехв...

Литература
Сазанович Елена

Недоросли нашего времени

12 декабря ушёл из жизни Денис Фонвизин.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда