САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

В библиотечных залах и в отсеках подлодки

22.01.2021
В библиотечных залах и в отсеках подлодки В ходе Арктического литературного десанта в Заполярье писатели приняли важные решения.

Кузнецов и Крым

18.01.2021
Кузнецов и Крым Андрей ВОРОНЦОВ размышляет о поэзии и мировоззрении Юрия КУЗНЕЦОВА.

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.
ЛГ плюс

Запах детства

24.01.2021
Запах детства Представляем нашим читателям главу из нового романа Нины ПУШКОВОЙ «Эликсир бессмертия».

Смертное ложе Отчизны – деревня

17.01.2021
Смертное ложе Отчизны – деревня Стихи Анатолия АРЕСТОВА – не только о Родине, но непосредственно о родной земле, о почве.

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

Любовь вне хронотопа

23.01.2021
Любовь вне хронотопа О «Зеленых берегах» на сцене театра «Багаж» рассказывает Лидия КОТОВА.

В Сыктывкаре прогремела «Гроза»

16.01.2021
В Сыктывкаре прогремела «Гроза» О постановке Сергея ФЕДОТОВА знаменитой пьесы Александра ОСТРОВСКОГО рассказывает Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

От сироты до петербургских легенд

13.01.2021
От сироты до петербургских легенд Мария КУПРИЯНОВА рецензирует книги Дианы МАШКОВОЙ, Татьяны ГАРТМАН и Андрея ДУБРОВСКОГО.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Сколько людей поддерживают Навального?

19.01.2021
Сколько людей поддерживают Навального? Журналист и общественник Алексей ЧЕРНЯЕВ о снижении интереса к оппозиционному политику.

Музей Белинского будет жить

15.01.2021
Музей Белинского будет жить Как публикации в «Литературной России» и «Литературной газете» поспособствовали ремонту исторического здания.

Геронтократия

10.01.2021
Геронтократия Журналист Максим АРТЕМЬЕВ считает, что престарелые политики губят Америку.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №7 (6211) (18-02-2009)
  • Дионисийская мобилизация

Дионисийская мобилизация

Дионисийская мобилизация

Московский вестник
Антонов Валерий

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Антон МАЛИКОВ«Греческий вестибюль» в Гуманитарном университете как материализация идеи о том, что «искусство принадлежит народу»

Я не знаю, чему учат в РГГУ, да и не хочу знать. Для уважения мне достаточно того, что университет этот государственный и гуманитарный. И ещё – что преподаёт там мой хороший друг и старший товарищ, заслуженный художник России Геннадий Васильевич ЖИВОТОВ.

Однако посмотреть «Греческий вестибюль», который с помощью студентов создал в одном из холлов вуза Животов, я пришёл отнюдь не из доброго расположения к автору: не слишком я нежен, к тому же ненавижу премьеры и вернисажи, а от ленточек давно тошнит.

Меня влекло другое: декламация художественного слова, звучащего как голос вопиющего в «пустыне изобильности», слепой при взгляде в небо современности. Демонстрация жеста, слишком яркая для того, чтобы назваться бизнес-проектом, но слишком скромная для того, чтобы стать выражением административного рвения, всегда пышного и беспредельного в кричащей пошлости.

Было другое. Дизайн-арт-центр РГГУ, его руководитель Галина Викторовна Волкова – заказчики работы – предлагали зрителям Элладу. Правда, на месте оказалось, что в наличии имеется только Крит, но и это было нечто! По крайней мере, я понял, что учат в РГГУ правильным вещам.

Казалось бы, мелочь: всего-то расписанные стены, но это событие робко напоминает о том, что искусство, запертое в музей, – не совсем полноценное искусство. Что единственная истинная культура – культура публичных пространств, а кто думает иначе, тот сноб, не желающий вернуть сакральность окружающему миру – пусть даже речь идёт о замкнутом объёме отдельно взятого университета. А настоящая жизнь – ежедневная мистерия.

Мирча Элиаде в «Священном и мирском» рассказывает о некоем древнем, поэтому – близком богам, народе. Из тех, что зовут «примитивными». Из тех, что заявляют удивлённому европейцу: «Мы работаем для того, чтобы танцевать». Из тех, у кого «улица» свята, ибо не отделена от «искусства».

Вот это – каждодневный танец жизни – и стало одним из смыслов университетской фрески. По всем видимым приметам – крито-минойской. Порой даже слишком навязчиво и дидактично предлагающей нам себя в качестве учебного пособия, напоминания о том, что мы сто раз видели в иллюстрированных историях искусств.

Гуманитарный пафос – не вегетарианский. Поэтому гуманитарный университет следует своему предназначению – указывать на истоки нашей культуры, обращаясь к жизнетворящей теме Диониса, божества довольно кровавого, но кровью жертвы «смазывающего» колесницу бытия.

Дионис является к приглашающим его народам, согласно греческому языку, в «эпидемии». Жизнь и смертоносное распространение болезни – всё равноценно для греков в «приходе в страну».

Сегодня мы взываем к Дионису как к последнему средству. И верим, что бог опьянения спасёт наш почти покрытый саваном демос.

Животов репродуцирует знаменитые критские «игры с быком», известные по вазописи, его Дионис – настоящий «играющий бог», бог вина, которое не только пьянит кровь, но само становится кровью, когда продолжение всеобщей жизни требует частной человеческой смерти. Но Геннадий Васильевич был бы слишком прост, рабски копируя минойские образцы.

Одно дело – мир упадка космоса, другое – мир вырождения самого хаоса. Но и одновременно – мир, беременный новым порядком.

В этом случае меандр, помещённый Животовым наверх, не выглядит ошибкой художника – он превращается в «шахматное небо» дипилонских ваз, помещаемое над умершими. Верховная позиция «водного» символа, символа лабиринта с росписи РГГУ, сходится с позицией «ночного неба» ваз «мерцающего стиля». Мы мертвы – говорит нам фреска, – но жизнь продолжается.

То, что вверху, – всегда небосвод. Но если у неба шахматный орнамент, то его природа – подземная, а свойства – рождающие. Это наше русское небо, которое обещает нам воскрешение.

«Посмотри, – говорит художник, – как контур бычьей фигуры похож на очертания границ России». Мы играем с Родиной в образе быка. На другой фреске – те же мы. Танцуем. Чувствуется, сейчас мы пойдём воевать и будем делать работу солдата с той же серьёзной радостью, с какой отдаёмся танцу.

Фрески Животова – символ грядущего возрождения – спускаются к нам, в гущу смерти. Или в варево будущей жизни – кому как больше нравится.

Они действуют непосредственно: мы когда-нибудь безоглядно бросимся в бой, охваченные дионисийским безумием любви к России, и не последнюю роль сыграет в этом «Греческий вестибюль» РГГУ – храм истинного гуманизма.

Мы мертвы, поэтому нам не страшна смерть. Танцуя, воюя, рисуя, играя с быком, мы приближаем возрождение русского мира. Не по нашей прихоти ему суждено воскреснуть, как не своей волей мы умираем. Просто так устроен космос – Вечная Россия.

А мы? Мы реализуем искусство жить в рамках глагола «умирать».
К счастью, это искусство ещё принадлежит русскому народу.

Валерий АНТОНОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
24.01.2021

ГИМ открылся

Музейный комплекс Исторического музея возобновил прием посетителей.
23.01.2021

Приглашает Музей имени Андрея Рублева

После снятия ограничений откроется временная выставка «Окно в прошлое. К 70-летию реставрационной мастерской».
23.01.2021

В РНБ новый гендир

Руководитель Суворовского музея в Санкт-Петербурге Владимир Гронский возглавил Российскую национальную бибилиотеку.
22.01.2021

Появится новая премия Белинского

Пензенский журнал «Четверговая соль» инициирует учреждение Всероссийской литпремии для критиков.
22.01.2021

«Реквием» Верди прозвучит на русском

В Московском театре «Геликон-опера» пройдет благотворительный вечер «Хранитель памяти».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Шаурма и Сталин

Лет 10–15 назад шашлычную на Ленинградском проспекте (напротив гостиницы «Со...

Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Куда стрелял Чубайс?

Накануне нового года напоминают о себе предсказатели – астрологи, экстрасенсы, ф...

События и мнения
Брод Александр

Агенты вливания

Несколько событий уходящего года накалили правозащитную повестку. Жалобы на нехв...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда