САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

В библиотечных залах и в отсеках подлодки

22.01.2021
В библиотечных залах и в отсеках подлодки В ходе Арктического литературного десанта в Заполярье писатели приняли важные решения.

Кузнецов и Крым

18.01.2021
Кузнецов и Крым Андрей ВОРОНЦОВ размышляет о поэзии и мировоззрении Юрия КУЗНЕЦОВА.

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.
ЛГ плюс

Запах детства

24.01.2021
Запах детства Представляем нашим читателям главу из нового романа Нины ПУШКОВОЙ «Эликсир бессмертия».

Смертное ложе Отчизны – деревня

17.01.2021
Смертное ложе Отчизны – деревня Стихи Анатолия АРЕСТОВА – не только о Родине, но непосредственно о родной земле, о почве.

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

Любовь вне хронотопа

23.01.2021
Любовь вне хронотопа О «Зеленых берегах» на сцене театра «Багаж» рассказывает Лидия КОТОВА.

В Сыктывкаре прогремела «Гроза»

16.01.2021
В Сыктывкаре прогремела «Гроза» О постановке Сергея ФЕДОТОВА знаменитой пьесы Александра ОСТРОВСКОГО рассказывает Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

От сироты до петербургских легенд

13.01.2021
От сироты до петербургских легенд Мария КУПРИЯНОВА рецензирует книги Дианы МАШКОВОЙ, Татьяны ГАРТМАН и Андрея ДУБРОВСКОГО.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Сколько людей поддерживают Навального?

19.01.2021
Сколько людей поддерживают Навального? Журналист и общественник Алексей ЧЕРНЯЕВ о снижении интереса к оппозиционному политику.

Музей Белинского будет жить

15.01.2021
Музей Белинского будет жить Как публикации в «Литературной России» и «Литературной газете» поспособствовали ремонту исторического здания.

Геронтократия

10.01.2021
Геронтократия Журналист Максим АРТЕМЬЕВ считает, что престарелые политики губят Америку.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №7 (6211) (18-02-2009)
  • И вновь та самая Ульяна

И вновь та самая Ульяна

И вновь та самая Ульяна

Искусство
Маликов Евгений

ЗДЕСЬ ТАНЦУЮТ

«Нижинский–Павлова-гала» и прима русского балета Лопаткина

Мария Александрова в балете Михаила Фокина «Шопениана»Не ждите критики. Ругать я могу хореографов. В худшем случае промолчать о танцовщицах. Обыкновенно же я склонен их хвалить, а Ульяной – только восторгаться.

Так будет и на сей раз, после посещения концерта в Театре оперетты, где Лопаткина, эта загадочная богиня танца, представляла своих друзей в программе, связанной с именами творцов «Русских сезонов».

Подобная любому божеству живому, Ульяна существует не в атмосфере бесстрастности – её окружает поклонение, доходящее до экзальтации, которое порой способно обернуться и обидой, если балерина по каким-либо причинам не оправдает зрительское ожидание текущего момента.

У меня всё проще. Меня Лопаткина интересует всякая. В любой роли. Меня волнует её тайна, которую я силюсь разгадать не первый год. Пока ответа нет. Но даже если я его найду, то не надейтесь, что поделюсь хоть с кем-то. Полученное знание я унесу в могилу, предложив миру самостоятельно разбираться с Лопаткиной. Путём внимательнейшего наблюдения за её танцем.

Ульяна Лопаткина и Дмитрий Гуданов в балете Михаила Фокина «Шехеразада»;Светлана ПОСТОЕНКОПоэтому я не стану навязывать читателю свой взгляд на исполнение балериной тех четырёх номеров, которые она предложила публике на «Нижинском–Павловой-гала». Отмечу лишь, что в качестве Зобеиды из «Шехеразады» Ульяна полностью ответила моим ожиданиям, в роли Никии из «Баядерки» немного озадачила, а вот в «Русском танце», который то появляется в «Лебедином», а то из него исчезает, очаровала.

Данный танец, давно живущий в концертах самостоятельной жизнью в версии Касьяна Голейзовского, был предложен Лопаткиной в иной хореографии. Той, которая соответствует заявленной программе и которая предшествовала номеру Голейзовского.

Мне, признаться, не доводилось раньше видеть балерину в кокошнике (да и кто вообще может похвастать тем, что встречается с Лопаткиной слишком часто?), но воплощение ею в танце глубинных токов национального духа порадовало. Ульяна оказалась удивительно хороша в образе русской красавицы. Плавная текучесть реки-Лопаткиной вдруг прерывалась брызгами водопада, стремительно разбивающегося о камни, и это единство спокойствия со спрятанной страстью и страсти, основанной на покое, олицетворяло само движение бесконечной жизни. Вечно обновляемой и всегда непрерывной.

Впрочем, в концерте было на кого посмотреть и кроме Лопаткиной.
Неожиданным праздником стало для меня появление на сцене не заявленной в программе Марии Александровой. Которая, поучаствовав в «Шопениане», к сожалению, на сцене больше не появилась. Жаль, но я искренне надеюсь, что буду писать о вечере «Мария Александрова приглашает» уже очень скоро и буду писать о её вечерах очень часто.

Некоторым откровением стало для меня выступление примы Большого Марианны Рыжкиной. Не то чтобы я её никогда раньше не видел, нет; конечно, я смотрел балеты с её участием, но вот так, чтобы не отвлекаться на других исполнительниц, это да, это мой дебют. Каюсь, не был внимателен. Зато отныне и вовек Марианна причислена к лику героинь моего персонального балетного романа.

Чуть спокойнее оказалась моя реакция на гостий из Мариинки: Евгению Образцову и Екатерину Осмолкину. Я привычно ожидал от них чуда, и оно произошло. Мне доводилось видеть этих девушек в спектаклях, и я к ним, не стану скрывать, нежно пристрастен.

Однако оказалось, что Образцова-Ундина (знакомая нам и едва ли не «титульная» роль балерины) немыслима в полноте своего дарования без Образцовой-Балерины из «Петрушки» и Коломбины из «Арлекинады», которых мы увидели в гала, а Осмолкина одинаково хорошо проявляет себя в различных амплуа и гротеск «Феи кукол» уравновешен у неё потрясающей лиричностью «Жизели». Па-де-де из второго акта этого балета Екатерина исполнила с лауреатом Души танца этого года Владимиром Шкляровым так, что видавшие виды балетоманы прослезились. Говорю не только о себе – наблюдал ещё до двух «тронутых».

Так прошёл не без приятности для меня ещё один вечер балета. Мне открылось что-то неведомое, и оно обогатило не только моё представление об увиденных балеринах. Конечно, и этого было бы достаточно для тихого зрительского счастья, но всё же мало для объяснения, при чём здесь Нижинский и с какой стати Павлова. И главное – ограничься я девушками, остался бы без ответа вопрос: а что нового я узнал о русском балете начала ХХ века?

Положим, то, что все предъявленные публике номера включали в свой репертуар Нижинский с Павловой, более-менее понятно. Неясно другое: насколько нынешнее их исполнение соответствует рисунку и задумке танца, осуществлённого именно в Павловой и Нижинском.

Камнем преткновения здесь является знаменитейший «Лебедь» Сен-Санса, который, по утверждению специалистов, у Михаила Фокина вовсе не был «умирающим». Когда он начал умирать, я, честное слово, пока не знаю, но обязуюсь со временем выяснить.

Околобалетный урок снял внутреннее напряжение, преследующее меня неизменно при просмотре «Умирающего»: в «Карнавале животных» лебедь, по моим представлениям, в финале взлетает и исчезает за горизонтом, уменьшаясь вместе с затихающей музыкой, а никак не уходит в тихую смерть. Так вот: если он и у Фокина не умирал, то как танцевала его Анна Павлова?

Наверное, иначе, чем Ульяна Лопаткина, которой я, конечно, не советчик, но ей-ей – вид устремлённой к солнцу Ульяны был бы мне не менее интересен, чем образ Ульяны, погружающейся в пучину изначальных вод.

Евгений МАЛИКОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
24.01.2021

ГИМ открылся

Музейный комплекс Исторического музея возобновил прием посетителей.
23.01.2021

Приглашает Музей имени Андрея Рублева

После снятия ограничений откроется временная выставка «Окно в прошлое. К 70-летию реставрационной мастерской».
23.01.2021

В РНБ новый гендир

Руководитель Суворовского музея в Санкт-Петербурге Владимир Гронский возглавил Российскую национальную бибилиотеку.
22.01.2021

Появится новая премия Белинского

Пензенский журнал «Четверговая соль» инициирует учреждение Всероссийской литпремии для критиков.
22.01.2021

«Реквием» Верди прозвучит на русском

В Московском театре «Геликон-опера» пройдет благотворительный вечер «Хранитель памяти».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Шаурма и Сталин

Лет 10–15 назад шашлычную на Ленинградском проспекте (напротив гостиницы «Со...

Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Куда стрелял Чубайс?

Накануне нового года напоминают о себе предсказатели – астрологи, экстрасенсы, ф...

События и мнения
Брод Александр

Агенты вливания

Несколько событий уходящего года накалили правозащитную повестку. Жалобы на нехв...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда