САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.

Как писатели встретили Новый год? Часть вторая

08.01.2021
Как писатели встретили Новый год? Часть вторая Мы продолжили опрашивать видных литераторов по поводу праздника и надежд на будущее.

Как писатели встретили Новый год?

04.01.2021
Как писатели встретили Новый год? Мы задали два простых вопроса признанным мастерам отечественной словесности.
ЛГ плюс

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.

Еще немного снега

05.01.2021
Еще немного снега Стихи  Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ технически безупречны, но прежде всего они лиричны.

Лауреат на подоконнике

31.12.2020
Лауреат на подоконнике Евгений ШАТЬКО был звездой 16-й полосы «Литературной газеты».
Его рассказы – на все времена.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

От сироты до петербургских легенд

13.01.2021
От сироты до петербургских легенд Мария КУПРИЯНОВА рецензирует книги Дианы МАШКОВОЙ, Татьяны ГАРТМАН и Андрея ДУБРОВСКОГО.

В кабинете Николая Задорнова

09.01.2021
В кабинете Николая Задорнова О выставке в литературном музее Пензы рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Дни Ли Бо

07.01.2021
Дни Ли Бо О том, как в Китае отмечают день рождения великого национального поэта, рассказывает Михаил СИНЕЛЬНИКОВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Музей Белинского будет жить

15.01.2021
Музей Белинского будет жить Как публикации в «Литературной России» и «Литературной газете» поспособствовали ремонту исторического здания.

Геронтократия

10.01.2021
Геронтократия Журналист Максим АРТЕМЬЕВ считает, что престарелые политики губят Америку.

Какая боль, какая боль!..

06.01.2021
Какая боль, какая боль!.. Иван ЕСАУЛОВ о разгромном поражении молодежной хоккейной сборной и отечественном спорте вообще.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №7 (6211) (18-02-2009)
  • Непознанные плоды «Граната»

Непознанные плоды «Граната»

Непознанные плоды «Граната»

Cовместный проект Евразийская муза
Ахтамов Вахид

КНИЖНЫЙ РЯД

Антология современной поэзии Узбекистана «Анор/Гранат» / Под. ред. С. Янышева. – М.: ЛИА Р. Элинина; ООО «Изд. центр «Новая Юность», 2009. – 216 с.

Антология, вышедшая при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, получила двойное название не случайно. Впервые в постсоветской истории узбекские поэты изданы в формате билингва. Все десять пишущих на узбекском авторов «Анора» хорошо известны любителям поэзии в пределах республики. Однако с фактическим разрушением школы узбекско-русского перевода узбекская поэзия перестала быть достоянием русскоязычной аудитории.

Переводчиками выступили известные ташкентские и московские поэты: Сухбат Афлатуни, Рифат Гумеров, Санджар Янышев, Вадим Муратханов, Виктор Куллэ, Виталий Науменко, Герман Власов, Анна Аркатова и другие. Причём для большинства московских поэтов это был первый опыт художественного перевода с узбекского.

Безусловно, «Анор» в определённой степени продолжает дело издававшегося в первой половине 2000-х узбекско-
российского альманаха «Ма­­лый шёлковый путь», ставившего целью культурную интеграцию России и Узбекистана. Однако, в отличие от «Малого шёлкового пути», антология «Анор» представлена исключительно авторами, живущими в Узбекистане.

Помимо пишущих на узбекском Фахриёра, Бахрома Рузимухаммада, Гузаль Бегим, Даврона Раджаба, Белги, Рауфа Парфи, Абдуллы Шера, Мирпулата Мирзо, Турсуна Али и Яхъё Тоги участниками «Анора» стали семеро русскоязычных авторов: Сабит Мадалиев, Вика Осадченко, Баходыр Ахмедов, Людмила Бакирова, Александр Файнберг, Рифат Гумеров и Сухбат Афлатуни. По большому счёту, это почти полный список заметных русскоязычных поэтов, не покинувших Узбекистан за два постсоветских десятилетия. Компанию им могли бы составить представители «ферган­ской школы» Шамшад Абдуллаев и Лариса Дабижа, но их стихи по ряду причин не вошли в книгу (в частности, связано это с тем, что одним из критериев отбора авторов являлась их причастность к фестивальному движению в Узбекистане).

В первой части «Анора» – произведения узбекских поэтов, которых Санджар Янышев определяет в предисловии как «модернистов», или «поколение сорокалетних».

Тексты поэтов, являющихся их предшественниками, собраны в третьей части. В особый раздел выделена в ней подборка Рауфа Парфи – современного классика национальной литературы, чьё творчество ещё при его жизни повлияло на многих молодых поэтов Узбекистана:

Есть одно слово,
Чистое, как утро,
Как бутон раскрытый,
Как роса на розе.
Как ребёнок звонкий,
Как мысль ясная,
Как глаз радость,
Есть слово.
Есть слово
Выше слова «истина»,
Выше истины
Есть слово. Одно.
(«Есть одно слово…»
Перевод Виктора Сосноры)

Между двумя «узбекскими» частями поместились русскоязычные поэты. Составитель «Анора» во вступительном слове делит их на две категории по принципу принадлежности к различным традициям. Первая в большей мере ориентирована на образцы советской поэзии и Серебряного века, её Янышев иллюстрирует стихами Александра Файнберга:

Прямого месяца лучина,
мечети круглая стена.
В развалах лип медоточивых
не умолкает бедана.

(«Ночь»)

Из авторов «Анора», пишущих на русском, ей наследуют Людмила Бакирова, Вика Осадченко и Баходыр Ахмедов.
Другие поэты опираются на восточную «ментально-бытовую и собственно языковую» традицию. К этой категории отнесены составителем причастные модернизму Сабит Мадалиев, Рифат Гумеров и Сухбат Афлатуни. Вот фрагмент стихотворения Афлатуни, где автор использует «сломанный» размер, частичный отказ от пунктуации и характерную для восточной традиции автоадресацию:

Зачем тебе, Афлатуни
феодальный труд
любви? где страхом зной
пропах, вдохни –
и дети не растут

(«Зачем тебе, Афлатуни…»)

На наш взгляд, подобное деление не лишено условности. С другой стороны, о расслоении постсоветской поэзии в Узбекистане на собственно русскую и русскоязычную в последние годы не без оснований говорят как о состоявшемся факте – пока, к сожалению, не нашедшем достойного отражения ни в российских, ни в узбекистанских литературоведческих и критических источниках. И в этом смысле антология «Анор» заслуживает внимания как одна из первых серьёзных попыток фиксации этого явления.

Вахид АХТАМОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
15.01.2021

Класс премиум

В Твери названы победители Премии имени Андрея Дементьева.
15.01.2021

Умер Борис Грачевский

Худрук «Ералаша» ушел из жизни на 72-м году жизни.
15.01.2021

Олжас Сулейменов заразился коронавирусом

Известный казахский писатель подхватил заразу в Алма-Ате.
14.01.2021

Книжный фестиваль пройдет в Петербурге

Российский книжный союз планирует в 2021 году провести фестиваль на Дворцовой площади в северной столице.
14.01.2021

«Иностранке» скоро век

В преддверии своего 100-летия Библиотека иностранной литературы открыла биографический словарь с информацией о сотрудниках.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Куда стрелял Чубайс?

Накануне нового года напоминают о себе предсказатели – астрологи, экстрасенсы, ф...

События и мнения
Брод Александр

Агенты вливания

Несколько событий уходящего года накалили правозащитную повестку. Жалобы на нехв...

Литература
Сазанович Елена

Недоросли нашего времени

12 декабря ушёл из жизни Денис Фонвизин.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда