САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами

12.01.2021
Жизнь, разлетавшаяся золотыми брызгами К 145-летию великого американского писателя Джека ЛОНДОНА.
Эссе Александра БАЛТИНА.

Как писатели встретили Новый год? Часть вторая

08.01.2021
Как писатели встретили Новый год? Часть вторая Мы продолжили опрашивать видных литераторов по поводу праздника и надежд на будущее.

Как писатели встретили Новый год?

04.01.2021
Как писатели встретили Новый год? Мы задали два простых вопроса признанным мастерам отечественной словесности.
ЛГ плюс

«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…»

11.01.2021
«Из всей вохры только один никуда не ходил, не любил охоту…» Анатолий МОЖАРОВ – не только путешественник и охотник, но и писатель. Оттого и читать его интересно: человек пишет о том, что знает.

Еще немного снега

05.01.2021
Еще немного снега Стихи  Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ технически безупречны, но прежде всего они лиричны.

Лауреат на подоконнике

31.12.2020
Лауреат на подоконнике Евгений ШАТЬКО был звездой 16-й полосы «Литературной газеты».
Его рассказы – на все времена.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев. Буквоед. 18 февраля 2020 года

Смотреть все...
Спецформат

От сироты до петербургских легенд

13.01.2021
От сироты до петербургских легенд Мария КУПРИЯНОВА рецензирует книги Дианы МАШКОВОЙ, Татьяны ГАРТМАН и Андрея ДУБРОВСКОГО.

В кабинете Николая Задорнова

09.01.2021
В кабинете Николая Задорнова О выставке в литературном музее Пензы рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Дни Ли Бо

07.01.2021
Дни Ли Бо О том, как в Китае отмечают день рождения великого национального поэта, рассказывает Михаил СИНЕЛЬНИКОВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Музей Белинского будет жить

15.01.2021
Музей Белинского будет жить Как публикации в «Литературной России» и «Литературной газете» поспособствовали ремонту исторического здания.

Геронтократия

10.01.2021
Геронтократия Журналист Максим АРТЕМЬЕВ считает, что престарелые политики губят Америку.

Какая боль, какая боль!..

06.01.2021
Какая боль, какая боль!.. Иван ЕСАУЛОВ о разгромном поражении молодежной хоккейной сборной и отечественном спорте вообще.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №7 (6211) (18-02-2009)
  • Вербальное против визуального

Вербальное против визуального

Вислов Александр

Вербальное против визуального

Штрих-код
Вислов Александр

КНИЖНЫЙ РЯД

Юрий Герчук. «Кровоизлияние в МОСХ», или Хрущёв в Манеже 1 декабря 1962 года. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 320 с.: ил.

Это хроникально-документальное повествование вышло в заметной, хотя и не всегда ровной по качеству текстов изосерии издательства «НЛО», именующейся «Очерки визуальности». На задней стороне обложки нам разъясняются её отличительные методологические принципы – установка на концептуальность и свежесть подхода, подчёркнутая скромность иллюстративного ряда, «визуальность должна быть выражена через слово».

Слово в данном случае периодически являет себя куда как выразительно. Заранее приносим извинения читателю и за обильное цитирование, и за лексический ненорматив, но в данном случае и лучше не скажешь, и из песни, как говорится, слова не выкинешь.

«Как же вы, такой красивый молодой человек, могли написать такое говно?»
И дальше: «Если взять картон, вырезать в нём дырку и приложить к портрету Лактионова, что видно? Видать лицо. А эту же дырку приложить к твоему портрету, что будет? Женщины должны меня простить – жопа».

Или вот ещё: «Вы что, мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?»
Надо заметить, что слова, звучащие в ответ, порой ничуть не менее колоритны, хотя, по объяснимым причинам, далеко не столь эмоциональны: « – Никита Сергеевич, – сказал я, – я хорошо знаю всех, здесь нет ни одного педераста – у всех семьи, дети, все заняты полезным для нашей страны трудом <…>, одни иллюстрируют книги в издательствах «Художественная литература», «Советский писатель», «Молодая гвардия», «Известия», «Детский мир», АПН, другие – в домах моделей разрабатывают самые новые модели одежды, плакатисты, карикатуристы, прикладники…».

Последняя фраза принадлежала, согласно его собственному свидетельству, живописцу Леониду Рабичеву (кстати сказать, этот «человек небольшого роста, с негромким голосом и отнюдь не боевой внешности, хотя он в своё время прошёл фронт офицером», был, как явствует из книги, по сути, кто пытался «переломить ситуацию»). А первые три – наверное, нет нужды разъяснять кому именно, а также когда и по какому поводу они были произнесены.

Юрий Герчук – «знаковая фигура отечественного искусствоведения», как его аттестует издательская аннотация, – тщательно реконструирует обстоятельства и подробности знакового же события в истории отечественного искусства. Знаменитое посещение Первым секретарём ЦК КПСС выставки «30 лет МОСХ» в помещении столичного Манежа, вылившееся в тот, в характеристике автора, «погром», отголоски которого – и тут с ним нельзя не согласиться – «дошли до нашего времени, вызывают общественный интерес, продолжают порождать публикации <…> ».

Исследователь свёл воедино весь, ну или почти весь, комплекс разноречивых, не всегда (по понятным причинам слишком сильного эмоционального напряжения) корреспондирующих друг с другом показаний очевидцев перводекабрьской «экскурсии». Жаль, правда, что в их число по каким-то причинам не вошло опубликованное несколько лет назад на страницах «ЛГ» свидетельство из первых рук Виктора Миронова – автора картины «Цементный завод в городе Вольске», ставшей одним из главных катализаторов хрущёвского раздражения. Но как бы то ни было, автор провёл большую разыскную работу, поднял не только печатные, но и архивные материалы, рассмотрел ситуацию в широком контексте и в динамике: не ограничиваясь собственно описанием самого момента «кровоизлияния в МОСХ», как охарактеризовали тогдашние острословы этот визит, описал и то, что ему предшествовало, и то, что воспоследовало, – в виде статей, писем, бурных заседаний и оргвыводов.

А вот с выводами в самой книге дело обстоит несколько хуже. Ю. Герчук лишь неявно намекает на то, что причиной всему была некая провокация, заговор «архаистов» против «новаторов», вследствие которого вызвавшую гнев вождя экспозицию Студии Элия Белютина, «наспех подвёрстанную» к основной выставке, якобы специально и сознательно «подвели под монастырь». Впрочем, безусловных доказательств этой теории на страницах нет. Зато имеется по-школьному, словно бы для иностранцев изложенное описание «календаря «оттепели» – краткий курс общественно-политической и культурной жизни СССР 1953–1962 гг. Ещё есть немного странный, словно бы извиняющийся вступительный текст «От редактора», где перед нами пытаются оправдать авторскую протокольность и политику невмешательства и особо разъясняют, что «представленный в книге язык тоталитарной культуры… сознательно не подвергается остранению с позиций сегодняшнего дня».

Всё это, в общем-то, неудивительно. «Манежная история» настолько не вписывается ни в один из ныне бытующих дискурсов – ни в «либеральный», ни в «охранительский», ни в коммунистический, ни в антикоммунистический, – что её пока и впрямь достаточно сложно каким бы то ни было образом «остранить». Можно попытаться «живописать» – что в данном труде сделано с максимальной тщательностью.

Единственное, чего недостаёт для полноты картины, – так это репродукций тех самых работ, вызвавших пароксизмы верховного гнева и град крепких словечек, обрушившихся на головы «абстракцистов». Но их включение в книгу вступило бы в противоречие с упомянутыми выше принципами «Очерков визуальности».

Александр А. ВИСЛОВ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
15.01.2021

Класс премиум

В Твери названы победители Премии имени Андрея Дементьева.
15.01.2021

Умер Борис Грачевский

Худрук «Ералаша» ушел из жизни на 72-м году жизни.
15.01.2021

Олжас Сулейменов заразился коронавирусом

Известный казахский писатель подхватил заразу в Алма-Ате.
14.01.2021

Книжный фестиваль пройдет в Петербурге

Российский книжный союз планирует в 2021 году провести фестиваль на Дворцовой площади в северной столице.
14.01.2021

«Иностранке» скоро век

В преддверии своего 100-летия Библиотека иностранной литературы открыла биографический словарь с информацией о сотрудниках.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Библиосфера
Сазанович Елена

Пролетая над пропастью во ржи

«Да, стоит только умереть, они тебя сразу же упрячут!.. Ещё будут приходить по в...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Мир дичает

Оборачиваешься назад и поражаешься – каким беззаботным по сравнению с сегодняшни...

События и мнения
Воеводина Татьяна

Куда стрелял Чубайс?

Накануне нового года напоминают о себе предсказатели – астрологи, экстрасенсы, ф...

События и мнения
Брод Александр

Агенты вливания

Несколько событий уходящего года накалили правозащитную повестку. Жалобы на нехв...

Литература
Сазанович Елена

Недоросли нашего времени

12 декабря ушёл из жизни Денис Фонвизин.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда