КНИЖНЫЙ РЯД
Людмила Бояджиева. Дитрих и Ремарк. – М.: Вагриус, 2007. – 288 с. 5000 экз.
Она называла его ручным, опереточным именем Бони. А он был сама мужественная независимость. Она упорно отвергала предложения стать его женой, а он с упоением сочинял сценки будущей семейной идиллии. Оба – немцы, отвергнувшие «объятия» Третьего рейха, оба – богатые и знаменитые, оба романтики, возведшие Великую любовь на пьедестал главной жизненной ценности. Она – с великолепной лживостью опытной актрисы, он – с безоглядной верой преданного рыцаря. Такие похожие и такие разные, они встретились в осенней Венеции 1935 года, чтобы пережить одну из величайших любовных историй ХХ века. Книга Л. Бояджиевой – рассказ об этом романе, написанный на основании документальных материалов, деликатный и тактичный.
Для послевоенного советского поколения Ремарк стал символом бескомпромиссного пацифизма, гражданского сопротивления, человеческого достоинства. Его романом «Три товарища» зачитывались все.
Марлен Дитрих представляла собой уникальный тип звёздности. Немка, а по стилю жизни – космополитка, она на концерте признавалась: «Я думаю, что у меня русская душа». Будучи трудоголиком и секс-символом Америки и Европы, она успевала всё: сниматься в кино, растить дочь, быть изумительной кулинаркой, любить и быть любимой – среди её друзей и поклонников Хемингуэй, Джон Кеннеди-старший, Жан Габен, Фрэнк Синатра, Эдит Пиаф. Её единственные гастроли в СССР в 1964 году ознаменовались тем, что она пела с В. Трошиным «Подмосковные вечера» и встала на сцене на колени перед
К. Паустовским, благодаря за рассказ «Телеграмма», ставший одним из главных потрясений в её читательской жизни.
Бурный роман с Ремарком стал ярким бриллиантом в ореоле её побед. Любила ли она его? Безумно, безоглядно, с порывами самопожертвования, не разрушающими, впрочем, условности создаваемой ею легенды. Но роль героини головокружительной любовной истории она играла с неподражаемой убедительностью. Они не могли жить друг без друга. «Его трагический ум питался моим природным оптимизмом», – говорила Марлен потом. Но она не могла посвятить себя одному мужчине. Став «отшельником из Порто-Ронко», Ремарк всё больше времени проводит в своём имении в окружении собак и любимой коллекции картин. Всё дольше становятся разлуки, растёт кипа писем, телеграмм, приходящих к Марлен почти ежедневно. Он приезжает в Голливуд. Но багаж останется нераспакованным. Приходится смириться с очевидным – у них нет будущего.
Боль разбитых иллюзий пронизывает страницы романа «Триумфальная арка», посвящённого Марлен. Героиня этой трагической истории – певица из ресторана Жоан – погибает от пули другого любовника. «Он мог бы придумать кого-то получше, чем ресторанная певичка, чтобы изобразить меня», – заметит Марлен, прочитав в 1945 году «их роман», хотя и заплакала над ним. К тому времени всё уже будет позади. Останется трогательная забота Марлен о больном писателе, его одиночество, завершившееся женитьбой на другой женщине.
Марлен не приедет на похороны Ремарка, только пришлёт телеграмму и венок из роз. У неё впереди ещё много лет жизни без Эриха, триумфальный взлёт певческой карьеры, куча поклонников, бедная, долгая старость.
Пройдёт и это. Останутся книги и письма Ремарка, легенда о великой Марлен и её завораживающий голос. Останется восхищение дерзкой отвагой того, кто вознамерился любовью попрать смерть, воскликнув: «Давай никогда не умирать, любимая!»
И вот они снова приходят к нам на страницах книги об их любви. Её отсветы согревают каждого, прикоснувшегося к ней, напоминают о том, что жизнь, как бы она ни складывалась, – великий и щедрый дар. Надо лишь осознать, что человек сам проживает свою жизнь. Недаром же Ремарк сетовал, что наука смогла обеспечить людей всем – но не человеческой любовью: «Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?»
Арина ТРОИЦКАЯ
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться