САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…»

01.03.2021
«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…» О книге Михаила МАНЧЕНКО, поехавшего добровольцем в Донбасс, рассказывает Владимир СПЕКТОР.

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №8 (6212) (25-02-2009)
  • Тощие духом

Тощие духом

Тощие духом

Мир и мы
Маслин Михаил

ВЕХИ-2009

Секрет успеха «Вех» – проникновение в сознание «среднего интеллигента»

Интересы распределения и уравнения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда доминировали над интересами производства и творчества...

Интеллигенция всегда охотно принимала идеологию, в которой центральное место отводилось проблеме распределения и равенства, а всё творчество было в загоне.
«Вехи», 1909

Лишь в течение 1909 года, когда сборник «Вехи» появился, вышло пять изданий, а в печати с марта 1909 по февраль 1910 года появилось 219 откликов на него. По современным меркам это равнозначно трансляции содержания помещённых в нём статей по всем каналам телевидения не только центрального, но и регионального. В «Жизни Клима Самгина» Горького бойкий журналист Иван Дронов с сожалением говорит, что ему не удалось заполучить для публикации текст «Вех»: «Эта книжечка – наскандалит! Выдержит изданий пяток, а то и больше. Ах, черти…»

Как образец вольного философствования, книга отражает миросозерцание русской интеллигенции, её отношение к религии, философии, культуре, государству, праву, этике.

Михаил ДАШЕВСКИЙЭто было время, когда русская философия, тесно связанная с православной религией и основами восточнохристианской цивилизации, представляла «лицо России», лучшие образцы её духовного творчества. Кстати, высланная в 1922 году на печально знаменитом пароходе русская философия была с интересом воспринята на Западе отнюдь не в силу своего «прозападного» характера. Скорее наоборот, привлекала внимание своей фундаментальной критикой западной культуры и цивилизации, более острой и оригинальной, чем та, которая имела место в марксизме и атеистическом социализме.

Да и сама высылка философов воспринималась как сбывшиеся предостережения авторов «Вех». С.Н. Булгаков определил характер русской революции как интеллигентский акт, что, на мой взгляд, верно не только по отношению к событиям 1905–1907 гг., но и к последующим сломам в русской жизни, включая горбачёвскую перестройку и ельцинские реформы.

Русская политика как произведение интеллигентской революции есть явление вненациональное, беспочвенное, никак не связанное с коренными основами и традициями русской жизни, с христианской религией. Интеллигентское политическое сознание по природе своей безрелигиозно, атеистично, хотя со временем само обрело черты псевдорелигии. Партийная непримиримость, сходная с религиозной нетерпимостью, любовь к крайностям, пристрастие к уравнительности – эти псевдорелигиозные качества интеллигенции были блестяще раскритикованы в «Вехах». Теперь философия вернулась к своему естественному состоянию, слава богу, отделена от власти и больше связана с правом и политологией.

Какие-то философские обобщения всё же нужны, но они ныне не относятся к числу государственных приоритетов. Философия сегодня сплошь и рядом вытесняется дисциплиной «более полезной» и, очевидно, более престижной для власти и её отдельных представителей – политологией. Причём политологами в России стали именовать в отличие от Запада не только специалистов в области political science (то есть собственно политической науки), но также и журналистов, газетных и телевизионных, государственных и негосударственных чиновников, депутатов разных уровней, предпринимателей – словом, всех, кто так или иначе соприкасается в своей деятельности с политикой. Как представитель массовой профессии политолог чуть ли не сравнялся по численности с другим отрядом профессионалов – охранниками.

Всё это означает, что структуры, ответственные за формирование образовательной политики, поддерживают курс на дегуманитаризацию и дегуманизацию, на устранение философии как фундаментальной дисциплины мировоззренческого профиля, рассматриваемой в настоящее время наравне с физкультурой.

Прагматистский подход так называемого компетентностного принципа нацелен на формирование не знаний и мировоззрения, а минимальных «компетенций». Нынешним сторонникам «тощего духом» утилитарного подхода к образованию уместно напомнить философско-образовательное кредо великого хирурга Н.И. Пирогова, который писал: «К чему вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня. – Быть человеком, – отвечал я. Разве вы не знаете, сказал спросивший, – что людей собственно нет на свете: это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди. Правда это или нет?»

Знаменитый вопрос Пирогова высвечивает традиционное внимание русской философии к человеку, с особой силой выраженное Достоевским: «Человек есть тайна. Её надо разгадать…»

Эту линию и продолжили веховцы. Первый коллективный манифест русских философов назывался «Проблемы идеализма» (1902). Там впервые была выражена мысль о неперспективности чисто политической трансформации общества, если она не затрагивает сферу морали и духовных ценностей. Уже тогда была подчёркнута необходимость синтеза общечеловеческих идеалов справедливости и достоинства с идеалами индивидуального самосовершенствования человека, поскольку лишь персонифицированные гуманитарные идеалы, направленные на моральное совершенствование человека и общества, могут служить основой прогресса, и лишь они обладают абсолютной ценностью.

Можно ли назвать такую позицию элитарной? Бесспорно. Психологически она стимулировалась тревогой перед лицом надвигающейся «охлократии», угрожающей существованию высоких образцов культуры и философии.

Как мы знаем теперь, эти тревоги не просто сбылись. Они стали ещё более актуальными в XXI веке. «Культурный элитаризм» веховцев был направлен против калечащих последствий распространения массовой культуры в российском обществе, т.е. против того, что теперь именуется «попсой», – против «мутной волны порнографии и сенсационных изделий» и других суррогатов культуры.

Веховское понимание культуры в характерной для русской философии версии очевидно противостоит понятию цивилизации. Культура понималась веховцами прежде всего как совокупность высших духовных ценностей (религиозных, философских, эстетических, моральных), которые не могут быть отождествлены с ценностями индустриальной цивилизации, комфортом, материальным благополучием, распространением грамотности и просвещения.

В сборнике не отрицались важность и полезность для России правовой культуры, о чём специально писал Б.А. Кистяковский, предвосхищая в каком-то смысле сегодняшнюю критику «правового нигилизма» нашим президентом. Важно, однако, то, что «Вехи» подчёркивали первостепенную значимость для нации и государства фундаментальных духовных ориентиров, непреходящих ценностей. С этих позиций и было подвергнуто ими критике утилитарное понимание культуры как «железные дороги, канализация и мостовые».

Веховцы не были снобами, далёкими от реальной русской жизни, в которой как раз, то есть по-прежнему, нет «ни дорог, ни канализации». Они видели нецивилизованность и необустроенность русской жизни, понимали важность для России «повышения производительности материальной» (Франк), но при этом не считали внешнее устройство жизни и «механико-рациональную теорию счастья» высшей смысловой проблемой для русского человека. Думаю, они бы отшатнулись от нынешней рекламы: «Бери от жизни всё».

Они считали, как и их последователь Г.П. Федотов, что все хозяйственные трудности в России порождены «головотяпами» и они когда-нибудь всё же переведутся. Гораздо важнее сохранить бесценные духовные сокровища, которые Россия копила в течение столетий. Для этого нужна «новая элита», способная воспринять старые ценности и создавать новые. Где она?

Скажу иначе: любой глобальный кризис Россия переживёт, она не переживёт крушения собственной цивилизации, основу которой составляют не какие-то котировки акций и прочие «экономиксы», а тысячелетние ценности, среди которых помимо философии – отечественная наука, искусство, мудро организованные просвещение и образование. Веховцы решительно отвергли укоренившееся среди интеллигенции представление о примате политики над другими сферами и ценностями, в том числе и противопоставление так называемой интеллигентской правды философской истине.

Что следует отсюда для сегодняшней жизни? Полагаю, что прежде всего понимание острой необходимости перехода к новому пониманию человека и его ценностных представлений. Чтобы избавиться от экономики двух труб – нефтяной и газовой – и стать на путь инновационного развития, потребуется другой человек – не просто сознательный «представитель электората» и «компетентный исполнитель». Нужен человек творческий, гармонично сочетающий свой профессиональный талант с развитым духовным потенциалом.

Секрет успеха «Вех» – проникновение в сознание «среднего интеллигента». Этот слой дал России массу культурных деятелей, но он же породил и людей амбициозных, считающих себя «солью земли», на деле же – беспочвенных, безнациональных «апатридов».

В примечаниях к своей статье И.О. Гершензон привёл известную цитату из письма А.П. Чехова:
«Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители выходят из её же недр». Гершензон добавил: «Последние слова Чехова содержат в себе верный намёк: русская бюрократия есть в значительной мере плоть от плоти русской интеллигенции».

Этот прозрачный намёк остаётся актуальным по сей день, как и призыв Бердяева к «нарождению новой души интеллигенции».

Давайте сто лет спустя зададимся этим вопросом: народилась ли эта «новая душа»? И поняты ли наконец «Вехи», разгадавшие самосознание русской интеллигенции с её блужданиями, шараханьем, слепотой, ошибками и ложью, нелюбовью ко всему родному и поразительным пристрастием ко всему «общечеловеческому», к вождизму и сервилизму, лжепророчествам и унижению? Решены ли те отнюдь не только «интеллигентские» проблемы, которые были опознаны и выражены авторами сборника с такой мощной и неустаревающей силой?

Пусть читатели ответят сами. Что же касается автора… Увы, его ответ отрицательный.

Михаил МАСЛИН, заслуженный профессор МГУ


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
28.02.2021

«Книги. Кофе. Весна»

Первый Петербургский Книжный фестиваль пройдет со 2 по 7 марта в павильоне легендарной киностудии «Ленфильм».
28.02.2021

«Близкий Достоевский»

Библиотека имени Ф.М.Достоевского и творческое объединение «Станция Дно» запускают любопытный видеопроект.
27.02.2021

Сеславинский сожалеет о смерти Петрова

Роспечать выражает соболезнования в связи с кончиной главреда издательства «Молодая гвардия».
27.02.2021

«Великий Гэтсби» станет мультфильмом

Знаменитый роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда выйдет в неожиданном формате.
26.02.2021

Тарская крепость

Первый Сибирский фестиваль искусств открывает прием заявок на литературный, музыкальный и художественный конкурсы. 

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда