САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.

Писатели против Тотального диктанта

08.04.2021
Писатели против Тотального диктанта Секретариат СП России призвал не участвовать в «действе, не имеющем ничего общего с любовью к Родине».

Отнюдь не робкие грузины

02.04.2021
Отнюдь не робкие грузины Известного тележурналиста Владимира ПОЗНЕРА с громким скандалом прогнали из Грузии.
ЛГ плюс

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.

«Никакая она не стерва…»

03.04.2021
«Никакая она не стерва…» Все годы войны в Донбассе Александр САВЕНКОВ живет в родной Горловке. Это не могло не отразиться в его стихах.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Казанская рапсодия Бетховена

14.04.2021
Казанская рапсодия Бетховена Мария ЗАЛЕССКАЯ рассказывает о десятом Международном музыкальном фестивале «Рахлинские сезоны».

Книга о природе, человеке и человечности

10.04.2021
Книга о природе, человеке и человечности Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о книге Павле КРЕНЁВА.

40 лет спустя… «Бельканто-гала»

07.04.2021
40 лет спустя… «Бельканто-гала» Людмила ЛАВРОВА рассказывает о премьере в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия ХВОРОСТОВСКОГО.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.

Шароварник-перевертыш

04.04.2021
Шароварник-перевертыш Журналист и общественник Евгений ТИНЯНСКИЙ о бандеровце, неплохо устроившемся в Крыму.
  • Статьи
  • 2009 год
  • №8 (6212) (25-02-2009)
  • Вот это был парень!

Вот это был парень!

Хамахер Мария

Вот это был парень!

Киномеханика
Хамахер Мария

ИСТОРИЯ НА ЭКРАНЕ

или Настоящий крах «Операции «Валькирия»

Последнее танго в Берлине. Том Круз (в роли полковника фон Штауффенберга) и Кэрис ван Хаутен (в роли фрау фон Штауффенберг)Мужское население моей небольшой планеты наотрез отказалось идти смотреть на – воспроизвожу дословно – «маленького Круза в роли большого Штауффенберга». В итоге пришла в кинотеатр одна: сижу осматриваюсь. Много молодёжи – судя по всему, учащиеся старших классов. Они постоянно коммуницируют в пространстве: посылают sms, принимают ответы, перебрасываются шуточками. Раз пришли – значит, хотят уловить сигнал из прошлого. По крайней мере настроились на приём и ждут обещанного историко-драматического зрелища.

В том, что голливудский фильм «Операция «Валькирия» одновременно идёт в немецком и в российском прокатах, есть всё же нечто символичное. Дело даже не в самой истории – все события тех дней давно изучены, фигура полковника фон Штауффенберга неоднократно появлялась на теле- и киноэкранах. Дело в отношении к истории, которую на этот раз переписали просто так, ради красивой картинки.

Недавно подобное произошло и с образом Колчака в российском блокбастере «Адмиралъ». Формулировке «мы снимаем не документальный фильм, а зрелищное кино» противостоит аргумент, прозвучавший по немецкому радио после премьеры «Валькирии»: «Если бы мы увидели всю правду – фильм не стал бы хуже, скорее наоборот». Крупнейший специалист по истории, профессор Петер Штайнбах, который руководит Мемориальным центром немецкого Сопротивления, на страницах прессы вынес картине Брайана Сингера неутешительный вердикт: «Несказанная ложь». Штауффенберг не вёл дневника, план «Валькирия» был разработан не им одним, сцена, когда Штауффенберг приносит документы на подпись фюреру, выдумана…

А главное – образы других участников Сопротивления, таких как Фридрих Ольбрихт, Карл Гёрделер, Хеннинг фон Тресков, безответственно искажены, ослаблены. За кадром остались истоки заговора, противоречия в мировоззрении его участников, равно как и значение тех событий для истории Германии, уступив место вырванной из контекста миссии одинокого героя.

По злой иронии судьбы подобную трактовку образа Штауффенберга предвосхитил не кто иной как Йозеф Геббельс, сказавший однажды: «Штауффенберг – вот это был парень! Его даже почти что жаль. Какие хладнокровие, ум, какая железная воля! Необъяснимо, что он мог попасть в подобное окружение!..»

В этом высказывании заключён, пожалуй, главный конфликт немецкой истории ХХ века. Не разобравшись в нём, невозможно понять саму суть немецкого Сопротивления, для которого 20 июля 1944 года, день неудавшегося покушения на Гитлера, – это триумф и крах одновременно. Обретший благодаря звёздному Тому Крузу романтический ореол героя-одиночки, Клаус Шенк фон Штауффенберг был далеко не единственным в своём роде. Ядро офицерской антигитлеровской оппозиции составляли потомки блестящих аристократических родов, традиционно избиравшие военную стезю, представители высших кругов знати, которая в союзе с армией позволила нацизму совратить себя и открыла Гитлеру дорогу к власти, подчинив здравый смысл надежде вернуть Германии былую мощь. При этом их мировоззрение трудно назвать прогрессивно-гуманистическим.

В 1939 году Штауффенберг в письме к жене позволял себе оскорбительные, расистские высказывания в отношении населения оккупированной Польши. А в 1942-м, когда на вопрос о том, как изменить стиль руководства Гитлера, следует его лаконичное «убить», он в то же время активно занимается комплектацией «восточных легионов» для фронта. Он двойственен, как и все представители военной оппозиции. Они готовы уничтожить фюрера, но ещё долго будут выполнять его преступные приказы, считая необходимым выиграть войну.

Однако сейчас немодно обращать внимание на двойственность истории и противоречивость её действующих лиц. Конфликт эпохи так и остался скрытым для зрителей.

Следует сказать и о том, чего немецкая критика не заметила вовсе. В фильме почти отсутствует наиважнейший для военной антигитлеровской оппозиции фактор – восточный фронт, упоминание о котором сведено к нескольким кадрам. Создаётся впечатление, будто Великая Отечественная война была лишь незначительным эпизодом в истории Второй мировой. 13 марта 1943 года – дата очередного неудавшегося покушения. Гитлер делает остановку в Смоленске. Зелёная трава, пусть немного жухлая, зелёный лес из окна самолёта. Почти карикатурная условность. Меж тем именно происходившее там, на востоке, с самого начала и по возрастающей влияло на умонастроения высших офицеров вермахта, неумолимо загоняя многих в состояние неразрешимого внутреннего конфликта.

О том, что военная кампания против СССР будет войной на уничтожение в том числе и мирного населения, высшее офицерство узнало 30 марта 1941 года. По свидетельствам очевидцев, речь фюрера повергла присутствовавших в ужас. Да, позднее большинство из них смирилось, следуя главным заповедям прусского офицера – верность и повиновение. Но Хеннинг фон Тресков, один из безусловных, непримиримых лидеров офицерского Сопротивления, который и введёт в этот круг Штауффенберга, именно тогда произнёс пророческие слова: «Если нам не удастся уговорить фюрера отменить эти приказы, всему немецкому народу придётся взять на себя бремя вины, о которой мир не забудет и через сотни лет…»

К лету 1944 года стало ясно, что возмездие неотвратимо. Фон Тресков, планировавший все покушения в надежде на сепаратный мир, сказал Штауффенбергу, тяжело переживавшему высадку союзных войск в Нормандии, другие слова: «Покушение должно состояться… Теперь важно лишь то, что немецкое Сопротивление перед лицом истории и всего мира посмело нанести удар, пусть даже ценой жизни». От этой фразы, впитавшей в себя всю безысходность, весь трагизм ситуации, в фильме не осталось и следа.

Отсутствие трагического измерения обусловило и главный провал авторов картины, долго бившихся за право снимать именно в Берлине. Дух города в фильме отсутствует, а происходящее на экране выглядит всего лишь неудавшейся попыткой «дворцового» переворота. И вновь возникает ощущение, будто сама история посмеялась над незадачливыми интерпретаторами, ибо поверить в то, что покушение 20 июля – дело рук лишь «клики амбициозных офицеров», больше всего хотелось самому Гитлеру.

Однако последующие события показали, что речь шла о несравненно большем. По стране прокатилась волна самоубийств. Многие приходили в гестапо сами в знак солидарности с уже арестованными. Они знали, что их ждёт, но никто не хотел отсиживаться – это был последний вызов режиму после стольких неудач. Но при всём при том, несмотря на масштабность подготовки, заговор имел и весьма существенную слабую сторону – полное отсутствие поддержки в народе. Подтверждением тому служит послевоенная судьба семей заговорщиков. Их негласно презирали ещё долгие годы, на протяжении почти всех пятидесятых.

…Ну вот и фильм закончился. До меня долетают чьи-то слова: «Нельзя так искажать историю, и именно так она и искажается». Подростки вновь дорвались до своих мобильников. Приём сигналов извне закончен, полученная информация ушла в память, файл закрыт. «Добавь к этому нашу не очень образованную молодёжь и задумайся о результате», – преследует меня навязчивый голос. « И потом, Штауффенберг был гораздо выше». Как вредно, однако, знать детали. Это очень мешает наслаждаться зрелищем.

Мария ХАМАХЕР, собкор «ЛГ» по Центральной Европе


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
14.04.2021

«Их звали травники»

В Центральном Доме офицеров Белоруссии состоится организуемый Посольством РФ показ документального фильма.
14.04.2021

Гумилева вспомнят в ЦДЛ

В день 135-летия выдающегося поэта пройдет вечер его памяти.
14.04.2021

О современной поэзии и постмодернизме

Поэт и литературовед Леонид Быков рассказал о том, как отличить качественную литературу от подделки.
13.04.2021

На Смоленщине поставят памятник Рыленкову

Создан оргкомитет по увековечению памяти поэта, связанного с этим краем.
13.04.2021

«Филатов-фест» огласил лонг-лист

Более ста юных претендентов вошли в длинный список фестиваля молодой поэзии.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Кто тут «убийца»?

Администрация Байдена, казалось, вернёт американскую дипломатию к приличиям посл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда