ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
ЛГ online

«Мы хотим жить…»

24.05.2022
«Мы хотим жить…» Почему люди из Мариуполя никак не могут получить статус беженцев в Пензе?

Они не такие, как мы!

19.05.2022
Они не такие, как мы! Репортажи о пленных «азовцах» вызвали в российском обществе неоднозначную реакцию.

Мы в Telegram

15.05.2022
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.
ЛГ плюс

Лицей-2022: проза (часть вторая)

28.05.2022
Лицей-2022: проза (часть вторая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2022: проза (часть первая)

27.05.2022
Лицей-2022: проза (часть первая) Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.

Лицей-2022: поэзия

25.05.2022
Лицей-2022: поэзия Публикуем финалистов популярной литературной премии имени Александра Сергеевича Пушкина для молодых поэтов и прозаиков.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

«Попробуйте понять ушедшего меня…»

27.05.2022
«Попробуйте понять ушедшего меня…» О барде-афганце Игоре МОРОЗОВЕ рассказывает Петр ТКАЧЕНКО.

О макулатуре, самозванцах и не только

25.05.2022
О макулатуре, самозванцах и не только В Библио-Глобусе состоялась творческая встреча с писателем Шамилем ИДИАТУЛЛИНЫМ, приуроченная ко Дню пионерии.

Фея сирени «Русского балета»

20.05.2022
Фея сирени «Русского балета» О юбилее заслуженной артистки РСФСР, кавалера ордена «Знак Почета» Ольги КОХАНЧУК.
Материал Ирины КОТЕНКО.
ОПРОСНИК
  1. Как России вести себя с Украиной?
Результат
Позиция

Про людей в Херсоне и их отношение к России

26.05.2022
Про людей в Херсоне и их отношение к России Депутат Госдумы Дмитрий КУЗНЕЦОВ считает, что херсонцы могут с чистым сердцем проголосовать за вхождение в РФ.

Мариуполь – начало позора Украины

21.05.2022
Мариуполь – начало позора Украины Политолог и писатель Андрей ВАДЖРА об окончании «мыльной оперы» со сдачей в плен «азовцев».

Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!»

14.05.2022
Алексей Цветков: «Мои соперники – Заболоцкий и Мандельштам!» 12 мая не стало Алексея Петровича Цветкова – поэта, прозаика, критика, переводчика, скончавшегося в Израиле.

  • Статьи
  • 2012 год
  • №9 (6360) (7-03-2012)
  • Какую сонату играл наизусть Александр Герцевич?

Какую сонату играл наизусть Александр Герцевич?

Какую сонату играл наизусть Александр Герцевич?

Библиосфера
Зейферт Елена

КНИЖНЫЙ    РЯД

Черашняя Д.И. Лирика Осипа Мандельштама: проблема чтения и прочтения. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – 288 с. – Тираж не указан.

Тончайшая это наука – мандельштамоведение. Осип Эмильевич, у которого «не слова, а тени слов» (Ю. Тынянов), – один из авторов, исследование которых в корне невозможно без большой доли творческой интуиции и даже озарения учёного. Здесь важно максимально бережное приближение к поэзии и личности автора при максимальном почтительном отдалении. К тому же книги, написанные научно и при этом читаемо, встречаются, к сожалению, очень редко.

Мандельштамовед Дора Черашняя умеет писать такие книги. Она словно взвешивает каждое слово на золотых чашечках весов. Внимательна к логике движения мысли: её тексты продуманы, нередко разбиты подзаголовками на тематические блоки.

Рецензируемая книга, как скромно написано в аннотации к ней, включает в себя «разрозненные публикации 2003–2011 гг.». Это статьи по изучению отдельных стихотворений Мандельштама или их «лирического соседства» (термин В. Грехнева). В начале каждого раздела следует стихотворение или группа стихотворений и затем – их поэтапное глубинное прочтение. Прочтение без излишеств – здесь только то, что знает сам текст и его контекст. Д. Черашняя деликатно преподносит известные науке трактовки стихотворений, сохраняя зёрна, годные для новой интерпретации.

Воссоздать, соткать заново «эстетическую личность» Мандельштама, выбрать которого для исследования просто «опасно», ведь «слишком многое становится рядом с ним невозможно» (С. Аверинцев)… Дора Черашняя ставит перед собой эту сверхзадачу, решая задачи конкретные, осязаемые и, на беглый взгляд, просто невыполнимые. В чём нетождественность замыслов мандельштамовского и тютчевского «Silentium!»? Что за «золотая забота» у лирического героя в стихотворении «Сёстры – тяжесть и нежность…»? Какую сонату играл наизусть Александр Герцевич? Почему художник и картина в стихотворении «Импрессионизм» не имеют отношения к импрессионизму? Построчно, пословно расшифровывает Д. Черашняя тайнопись поэта.

Читая эту книгу о Мандельштаме, понимаешь, что именно порождает чудо его поэзии. «Древние уважали молчащего поэта, как уважают женщину, готовящуюся стать матерью» (Н. Гумилёв). Мандельштам давал своему слову доспеть, избегая ситуаций говорения вместо молчания (И. Анненский, «Недоспелым поле сжато…»). Его «Silentium» о том, как не высказаться, пока слово ещё не тождественно звучащему внутреннему слепку формы, в то время как тютчевское «Silentium!» – о том, «как сердцу высказать себя». Молчание у Мандельштама – одна из стадий создания поэтического произведения, умение ждать: ведь живое слово, по мнению поэта, «не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья, ту или иную предметную значимость, вещность, милое тело» («Слово и культура»). Слово становится плотью, для того чтобы поэт не унёс с собой звучащий внутренний образ, предваряющий написанное стихотворение. Ни одного слова ещё нет, а стихотворение уже звучит. Это звучит внутренний образ. Уже не морская пена, но ещё не Афродита.

Она ещё не родилась,
Она – и музыка, и слово…

Тютчевское «Silentium!» с императивным восклицательным знаком – это приказ себе. Название у Мандельштама задано как предмет размышления. Уже в составе книги «Камень» «Silentium» обратило на себя внимание ведущих критиков и поэтов того времени: М. Волошина, Н. Гумилёва, В. Ходасевича, А. Дейча, Н. Лернера и др. В свете этого созвездия современному литературоведу удаётся по-своему решить проблему мандельштамовского молчания, чьё дыхание и в других текстах, «золотая забота» лирического героя которых – тяжесть духовной работы, вынашивания, вызревания поэтического слова. Жизнь зарождается и возрождается в «тяжести и нежности».

Дора Черашняя читает Мандельштама через других поэтов.

И всласть, с утра до вечера,
Заученную вхруст,
Одну сонату вечную
Играл он наизусть…

В этих стихах угадывается лермонтовское: «Одну молитву чудную / Твержу я наизусть…». «Лермонтовский эпитет «чудная» неизбежно участвует в семантике образа сонаты, несмотря на своё отсутствие». Образ Александра Герцевича-Сердцевича отражается и в произведении Маяковского «Юбилейное» («Александр Сергеевич, разрешите представиться…»).

Александр Герцевич, по мнению Д. Черашней, играет одну из трёх последних сонат Шуберта – си-бемоль мажор. В ней душа композитора достигла высоты, с которой «в его 31 год будет не страшно умирать». Ритмическая организация стихотворения Мандельштама «Жил Александр Герцевич…», по М. Гаспарову, – «чередование неправильного ямба и неправильного хорея». Источник неправильности Д. Черашняя обнаруживает в своеобразии финала шубертовской сонаты, демонстрируя свою гипотезу наглядно, на нотах. Многие люди обострённо воспринимают мир либо слухом, либо зрением, в зависимости от этого предпочитая музыку или живопись. Но, находя композиционное соответствие музыкального и поэтического текстов, в другом случае автор книги с не меньшим знанием предмета сравнивает колористическое решение и композиционное движение сверху вниз у Моне («Сирень на солнце») и Мандельштама («Импрессионизм»). По-иному, чем французский художник, решая проблему светотени, изображая предметы жёсткими и тяжёлыми, поэт методом импрессионизма «не только скрывает в этом стихотворении чудовища доставшейся ему эпохи, но и вскрывает их суть».

В книге немало удивляющих и веских наблюдений над психологией творчества и поэтикой Мандельштама, будь то понимание им процесса рождения текста или «заклинательность» его синтаксической конструкции, а также над поэтикой вообще («отсутствие названия – знак повышенного лиризма текста» и др.) М. Волошин говорил о Мандельштаме, что тот «не хочет разговаривать стихом – это прирождённый певец». Говорить о таком поэте научной прозой, и говорить хорошо, – дар особый.

Попытка прочтения Д. Черашней Мандельштама – уже литературоведение, но ещё литература, от тепла которой не остыли страницы.

Елена ЗЕЙФЕРТ, доктор филологических наук


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 




Новости
28.05.2022

От истоков – к взлету

Библионочь в Библиотеке имени Федорова будет довольно насыщенной.
28.05.2022

Названы лауреаты премии Шейха Заида

Эта премия присуждается поэтам и прозаикам, переводчикам, издателям и культурным организациям.
27.05.2022

Сенсация Библионочи-2022

РГБМ превратится в НИИ Культурных Скреп и Традиций.
27.05.2022

К 350-летию Петра Великого

В Библионочь в центре Москвы стартует квест «Петровские ассамблеи».
26.05.2022

Неизвестный Иван Ефремов

Клуб «Некрасовские пятницы» впервые представит тайную прозу фантаста.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Дмитрий Воденников

Бессмертие боровика

Это только кажется, что кофе бодрит. На самом деле я от него засыпаю.

События и мнения
Воеводина Татьяна

Навсегда

Часто дивная возможность приходит в обличье злополучия и провала. И в частной че...

Литература
Беседин Платон

Кол для Дракулы

18 мая 2022 года исполнилось 125 лет с выхода в свет из тьмы культового романа Б...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Z как «живой»

Буква Z в 1960-е стала символом антифашизма в Греции. В греческом алфавите дзета...

События и мнения
Макаров Анатолий

Как-нибудь переживём

В годы литературной молодости я вдруг заболел русской эмиграцией.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2022
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда