ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».

«В защиту верующих мировых религий»

17.03.2023
«В защиту верующих мировых религий» Открытое обращение участников 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля.

Книга, помогающая в деле спасения

11.03.2023
Книга, помогающая в деле спасения 14 марта отмечается День православной книги. О значении этого праздника рассказывает председатель Издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент.
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.

Мемуары, письма, документы: три новинки

17.03.2023
Мемуары, письма, документы: три новинки Предлагаем для голосования книжные новинки. Книга, которую выберут читатели, попадет на страницы «ЛГ».
Позиция

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

Биографию не переписать

09.03.2023
Биографию не переписать О том, как бандеровцы Леонида Быкова приватизировать решили.

  • Статьи
  • 2011 год
  • №9(6313) (16-03-2011)
  • Легко о трудном

Легко о трудном

Легко о трудном

Штрих-код
Чайковская Вера

КНИЖНЫЙ    РЯД

Май Митурич. Записки художника / Редакция и комментарии М. Чегодаевой. – М., 2010. – 279 с.

Эта книга написана человеком с «лёгким» именем Май – и не оттого ли его так носило по миру? Он объездил и запечатлел в масле и акварели самые экзотические уголки России, исколесил и облетел Европу, Америку, Азию, причём тогда, когда это было в новинку и россияне ещё не наводнили собой туристические маршруты. Он ездил не как турист – его влекли таинственная красота, мало кем увиденная и оценённая, дикие животные, непролазные снега Тувы или джунгли Сингапура, неприступные вершины гор, пустынные морские заливы…

Всё это можно увидеть не только в его живописи, но и в детской иллюстрации, положим, к «Маугли» Киплинга. Но от туриста, непоседы, любителя песен под гитару и таёжной экзотики в Мае Митуриче тоже кое-что было: прорванные штаны, которые в походе с трудом удалось заменить аж на Командорских островах, неприхотливый палаточный быт, любовь к дружеским посиделкам и застольям, преданность друзьям… Их имена – писатель Геннадий Снегирёв, художники Иван Бруни и Виктор Дувидов – проходят через всю книгу, иными словами, через всю жизнь. Анималистические рассказы Снегирёва Митурич блестяще иллюстрировал, с Бруни и Дувидовым участвовал в совместных выставках, неоднократно путешествовал. Возникают «лёгкие», как бы акварельные портреты этих необычных, шумных, весьма богемных и неудобных в быту людей со сложными судьбами.

В сущности, у нашего «лёгкого» героя вовсе не всё было гладко – бесконечные придирки «осторожных» издательств и критиков, непризнание станковых работ, груз ответственности за судьбу наследия Велимира Хлебникова и родителей, художников Веры Хлебниковой и Петра Митурича, – до поры никому не нужного. Но и об этом Май Митурич пишет легко, с юмором.

Иногда удивляешься: да жил ли художник в «страшные» годы застоя? Жил, жил, но умудрялся оставаться свободным и словно бы не понимающим «политическую конъюнктуру». Так, на одном из съездов художников он, выйдя на трибуну, выразил недоумение, почему так мало здесь говорят о Сезанне, Матиссе, Ван Гоге… Зал замер, микрофон был тут же отключён, и Митурича куда-то «не пустили». Но слова свободного человека были произнесены – единственное, что осталось от этого съезда, как заметил один из присутствовавших.

Свободны и артистически приметливы воспоминания Митурича о работе с Маршаком и Чуковским, об их незримом соперничестве и некоторой «ревности» по отношению к художнику: Чуковскому казалось, что для Маршака тот рисует лучше. Интересно, что именно из-за «слишком озорных» иллюстраций к Чуковскому нападала на художника критика. Но ведь и старый Корней Иваныч готов был поозорничать – например, прокатиться на огромной собаке, как вспоминает Митурич. А Маршак уделял большое внимание соответствию ритмического строя стиха и рисунка. И не это ли изощрённое умение пригодилось Маю Митуричу впоследствии – при работе над иллюстрированием каллиграфически выписанных его японским другом Моримото стихов Басё? Иллюстрации чёрной тушью получились выразительными и лаконичными, как сами стихи.

Парадоксально, но получивший известность как иллюстратор Май Митурич, продолжая заветы отца, приоритетной для себя считал станковую живопись и графику. Но это был «чужой приход», где его долго не признавали. Да и сам художник не спешил выставляться с живописью. Большая персональная выставка прошла только в 1982 году. После выставки ему позвонил «старик Лабас» с похвалами. Восторг Александра Лабаса можно понять: живопись и графика Митурича с годами высветлялись, становились всё легче и прозрачнее, что не могло не импонировать «знатоку» и «шаману» цвета. Это и было «благословление» поколения отцов, удивительных мастеров, отстоявших своё искусство в годы торжества соцреализма. Не ко двору пришёлся художник и в стане монументалистов. Его оригинальный эскиз для Палеонтологического музея на секции дружно отклонили. Лишь чудом Маю Митуричу удалось выполнить эту грандиозную работу, где его дар «сказочника» наложился на умение очень живо, подробно, красочно воссоздавать предметную реальность. В книге масса забавных подробностей этой титанической росписи на верхотуре на пару с Дувидовым – как жена Ириша закупала сотни яиц для работы темперой, как художник изображал архаические кипарисы с помощью обычного веника. Впоследствии за эту роспись он получил массу наград, включая Государственную премию. Сколько яду можно было бы вылить по адресу коллег-монументалистов! Но Митурич и тут сохраняет лёгкий, шутливый тон.

Комментарии Марии Чегодаевой, давнего друга семьи, очень тактично входят в повествование, не нарушая его целостности и включая творчество художника в искусствоведческий контекст. Последние десять лет жизни художника воссозданы в книге в её записях, пояснениях и пересказах. Здесь особенно впечатляет ветхозаветный цикл «Козни Змия», созданный Митуричем за два года до смерти, в 2006-м. На выставке в галерее Церетели висели все семь холстов, мощных, монументальных, но и по-митуричевски прозрачных и светоносных. Земная жизнь первых лет творенья увидена с каких-то космических высот, где разломы земной коры аукаются с небесными высями, а человек, хоть и теряется в этой необъятности, кажется всё равно «венцом творенья».

Удивительное дело – этому «лёгкому» человеку Маю Митуричу-Хлебникову всё удалось – увидеть при жизни Музей Хлебникова в Астрахани и выставки работ своих родителей. Воспитать наследников творческой династии. Удалось и самому творчески и человечески осуществиться. А каких трудов это стоило – ну зачем это так уж рассусоливать? Удалось – и прекрасно!

Вера ЧАЙКОВСКАЯ


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
25.03.2023

Новые номинации придают интригу

Литературная премия «Ясная Поляна» завершила прием заявок на 21-й литературный сезон.
25.03.2023

К 160-летию Вернадского

Библиотека имени Федорова устраивает встречу философского семинара.
24.03.2023

Шорт Шейх Заид

Литературная премия Шейха Заида, одна из крупнейших премий мира, анонсировала короткий список нового сезона.
24.03.2023

100 студентов покажут себя

Всемирный день театра начнется со «Студенческой театральной ночи».
23.03.2023

Апостол за 13 миллионов

Аукционный дом «Литфонд» выставит на торги редкие букинистические раритеты XVI-XIX вв.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Шестеро на яхте

Раньше в США созданием «легенд» вокруг специальных мероприятий занимались люди к...

Общество
Мысловский Евгений

Бывает ли справедливость без истины?

Когда в законе не прописаны важнейшие понятия, это ведёт к ошибкам в приговорах
...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда