(Из книги Е. Мурашовой)
В чём причина того, что сегодня дети в среднем читают меньше, чем их сверстники 15–20 лет назад? Можно предположить, что ответственны за это несколько причин, в том числе изменение характеристик информационного потока, общее ускорение темпов жизни, изменение общественных ценностей и изменившееся отношение к книге вообще. Начнём с последнего. Наблюдая разноцветные развалы с полуголыми девицами и космическими монстрами (а именно так впервые видят книги наши дети), никакому нормальному человеку не придёт в голову произнести какую-нибудь привычную для предыдущих поколений фразу типа «Всем лучшим в себе я обязан книге», или «Любите книгу – источник знаний», или даже «Книга – это святое». До высоких библиотечных залов и пыльных фолиантов доходят далеко не все, а книжные развалы во множестве видел любой ребёнок абсолютно любого возраста.
Далее. Всё большее количество информации, особенно информации, актуальной для юношества и масскультуры в целом, идёт сегодня через аудио- и видеопродукцию, телевизор, а также через компьютер и компьютерные сети...
Общее ускорение темпов жизни и, пожалуй, даже каких-то сторон мышления заключается в том, что ребёнок с детства привыкает к определённому удельному количеству информации и событий на единицу экранного или книжного времени. Это количество, судя по современным мультфильмам и видеоклипам, очень велико. Большинство взрослых просто не способно следить за этими бесконечными «шлёпами», погонями, содроганиями и падениями, которым с неунывающим постоянством подвергаются современные мультяшные герои. Дети делают это легко. Привыкнув к такой плотности информации, наши дети, естественно, с трудом читают, к примеру, английские или русские романы XIX века, где скорость существования событий и образов принципиально отличается от современных клипов или продукции диснеевской киностудии...
И наконец. Сегодня ребёнок или подросток, проводящий бόльшую часть своей жизни за чтением художественной или научно-популярной литературы, часто воспринимается другими детьми как почти комический персонаж... То есть молодёжное общественное мнение постепенно отходит от «высоколобых» в сторону компанейских «своих парней и девчонок»...
Подведём итог. Дети мало читают, и это вроде бы нормально. Но предположим, что мы имеем достаточно культурную, читающую семью, которая праведно и слегка снобистски дрожит от современного засилья масскультуры и которая хотела бы любыми средствами добиться того, чтобы их дети читали книги. Что делать таким родителям?
В первую очередь определиться. Что бы вы хотели видеть в руках своих детей? Современное криминально-любовно-фэнтезийное чтиво? Тогда не стоит даже особенно напрягаться. С самого раннего детства покупайте ребёнку комиксы про черепашек-ниндзя и похождения куклы Барби. Позже купите пару литературных изложений любимых сериалов ребёнка, сами читайте и обсуждайте в семье последний детектив Александры Марининой или последний фэнтезийный роман Ника Перумова. Рано или поздно ребёнок тоже присоединится к вам. Если всё же не присоединился – не расстраивайтесь, не так уж много он потерял.
Вы хотите, чтобы ваш ребёнок «нёс с базара Белинского и Гоголя», зачитывался Пушкиным, Мольером и Достоевским? ... Читайте маленькому ребёнку вслух детскую классику, приучая его и к странноватым на взрослый слух народным сказкам (попробуйте африканские – сами получите неизгладимые впечатления), и к вяловатым описаниям Бианки, и к суховатой политизированности Родари, и к явной социалистической риторике Носова. Не забудьте о дидактике Льва Толстого и Константина Ушинского.
Начиная с пяти-шести лет плотно переходите к историческим повестям для детей («Приключения доисторического мальчика» Эрнеста Д’Эрвильи, «Листы каменной книги» Александра Линевского), рассказам о животных и сентиментальным повестям (Лидия Чарская, «Маленький лорд Фаунтлерой» Фрэнсис Бернетт, «Без семьи» Гектора Мало и т.д.). Даже когда ребёнок научится читать самостоятельно, не бросайте читать ему вслух, потому что он, конечно, свободно читает букварь или хрестоматию для второго класса, но большие интересные книжки ему самому ещё не осилить. Можно читать по очереди, можно устраивать семейные чтения. Но где-то начиная с восьми лет проявляйте хитрость. Хитрость заключается в том, что чтение обрывается на самом интересном и драматическом месте, у вас появляется неотложное дело, а книжка остаётся лежать на углу стола. Вряд ли эксперимент пройдёт с первой или даже с пятой книжкой. Но когда-нибудь наступит такой момент, что ребёнок устанет «ждать милостей от природы» и возьмёт их сам. Дальше ваша задача – осторожно и настойчиво подсовывать ребёнку книги. Упаси вас бог идти по пути прямых рекомендаций. Книжки должны ненавязчиво появляться в вашем доме. Они могут приноситься из библиотеки и просто «выползать» из шкафов... Постепенно расширяйте палитру жанров. Если ваш ребёнок с детства привык на слух воспринимать неадаптированный, высокохудожественный текст, то его возможности уже в третьем-четвёртом классах весьма широки. Автору известны дети, которые в девятилетнем возрасте с удовольствием читали длиннейшего «Властелина колец», Жюля Верна и «Чайку по имени Джонатан Ливингстон». И помните: ребёнку, который научился читать в вышеописанном смысле, никакие мультики и компьютерные игры – не помеха. Он уже умеет воспринимать систему образов с печатного листа настоящей Книги, и другие системы образов не заслоняют, а лишь дополняют его мир...