Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Искренность видений

01 января 2007

ОБЪЕКТИВ

В. Сверканов. Любил! Люблю…: Стихи / Сост. Г.В. Сверканова. – Иркутск: Издатель Сапронов, 2006. – 112 с. 

Вадим Сверканов в 1983 году умер в возрасте 28 лет. Через два-три года он, возможно, нашёл бы в себе силы жить дальше, ибо начались общественные перемены. Но что теперь об этом толковать? Вышло так, что ему позволили только выплеснуть на бумагу «шум и ярость» обречённого. Синтаксически правильных конструкций и гармонических строк у поэта Сверканова почти нет. Любой редактор эпохи застоя да и нынешние отвернулись бы от этих текстов с профессиональным недоумением: это не стихи.
Да, это не стихи. Это – боль.
Кому мало жить, те не всегда заботятся о правильности речи. И ошибаются нередко, потому что нет опыта. Общеизвестны, например, лермонтовские строки, приводящие многих в замешательство: «Терек прыгает, как львица с косматой гривой на хребте»; или: «Из пламя и света рождённое слово». Зато поэт в своей запальчивости достигал такого воздействия, какого редко кому удаётся добиться. Такое же впечатление и от изломанной Музы Вадима Сверканова, родившегося в прибалтийском городе Немане и закончившего Первый медицинский институт имени Сеченова в Москве.
В одном из стихотворений поэт сравнивает себя с младенцем, который орёт в коляске и плачет, а всем не до него. Это поэтическое косноязычие, взвинченность, дисгармоничность, неуклюжесть могут вызвать читательское раздражение: 

Где в чёрной сетке антенн
В отчаянье стиснув губу,
Трубач пробегает по стенам,
Ищет свою трубу.
 

Сверканов начал писать в восьмом классе, посетив несколько знаменитых поэтических вечеров в Политехническом музее. Но явным несовершенствам его стихов есть и другое объяснение, более весомое, точное. Углы, изломы, полуовалы, как на картинах абстракционистов, мы видим потому, что ведь и высказаться определённее не давали. С первых стихов поражает более всего хрупкая незащищённость плотского, оголённо нервного, человеческого среди бетонных стен, арматур, зловещих зон города: 

Вздыхают так нежно все травы,
Все звери и сам человек.
Нет ни грохота грома, ни лавы
И навек тишина, и навек…
Речь потупилась… Речка замедлилась,
Замолчали мосты, города.
И луна на восходе чуть теплилась,
Догорала бедняжка-звезда.
Ложь не лжёт больше,
Вера не верит,
И не любит любовь никого.
 

Опубликованные стихи не нуждаются в оправдании: они либо есть, либо их нет. Но в поддержку «младенческого» голоса В. Сверканова выскажу ещё два соображения.
Первое. В те годы поэты, которые всё же хотели печататься, пускались в известном смысле на хитрость. Они так усложняли, утяжеляли тексты метафорами, чтобы уж никто ничего не понял. Зашифровывали смысл. Писать следовало метафорически изощрённо. Так поступал, например, известный ныне поэт Иван Жданов (он и сейчас пишет нисколько не яснее прежнего, а даже тяжеловеснее). Так поступает и Вадим Сверканов, хотя он и не обращался в издательства, зная наперёд, что толку не будет: 

И вновь решетится молчанье
Шрапнелью взглядов,
просто стуком ног.
Я порываю связь
с потусторонней гранью
И зарываюсь в тень измученных дорог.
Я в сумрачном гуденье перевьюг –
Трещащим парусом…
 

И так поступали в те годы многие поэты, если не хотели скатиться в бытовуху и мелкотемье.
И второе. В кратких поэтических судьбах, которые промелькнули на небосклоне и погасли, как метеоры, есть своё очарование. Промелькнул, исчез, как звезда... Но ведь, если верить Екклезиасту, и всё проходит, о чём тужить? 

Вам тесен этот мир –
Подвинуться могу
Или уйти в глубокое прощанье, –
 

говорит Вадим Сверканов с безотчётным самопожертвованием.
Слова «сон», «грёза», «пройти по ниточке», «грань» очень часто встречаются в книге. Подчас кажется, что поэт смотрит и вещает уже оттуда, из небытия. Эту покорную иллюзорность, галлюцинативность его поэтического мира уже подметили исследователи. Эти качества В. Кожинов назвал «утончённостью и сложностью переживаний». Чувства мечутся среди стен, как встревоженные рыбки в аквариуме, и не находят выхода: 

Летишь к сердцам
в словесной свистопляске
С бубенчиками на дурацком колпаке.
 

Конечно, многие поэты носят шутовской колпак, иные даже замечают его на своей голове...
Пару лет назад мне попалась таблица, сравнивающая заработки профессионалов у нас и в США. В Америке на первом месте шли врачи, профессора (преподаватели школ и университетов) и юристы. То есть прежде всего здоровье, ум и справедливость. У нас – бармены, шофера и строители. Улавливаете разницу?
Вот и врач Вадим Сверканов, похоже, это понимал: лечить людей невыгодно. Об этом, по сути, он и пишет в одном из стихотворений, заканчивая его такими тихими, смирными словами: 

Но жили преданные звуки,
Ты верил в искренность видений,
Твоею сотворённых мукой.
 

Видения молодого измученного поэта, слава богу, дошли до нас в отдельных публикациях и в книжке 1996 года «Звенящая строка». Книга, выпущенная известным иркутским издателем Сапроновым, – продолжение знакомства с творчеством рано ушедшего из жизни поэта. 

Алексей ЛОГАТОВ

Контактные телефоны для заинтересованных лиц – представителей книгоиздательств и книжной торговли: 8-499-788-05-75, 8-499-788-02-03

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS