Найти молодого литератора сегодня очень просто. Заходим в Интернет, выбираем первый попавшийся поисковик и получаем столько литературного добра, сколько нам и не снилось. Я, например, по первому же запросу получил 1658 сайтов, каждый из которых содержал в себе от нескольких десятков до нескольких сотен авторов.
Сразу же возникает резонный вопрос: как всё это прочесть и выстроить хоть в какую-то систему? Читать всё подряд – безумие. Уже от самого первого знакомства с молодыми сетевыми литераторами мозги напрочь забиваются «детским мылом», и воспринимать что-либо, методически раскладывая по полочкам, нет никакой возможности. Поэтому попробуем выделить общее, отринув частное.
Прежде чем перейти к этим самым целям и задачам, хотелось бы поделить молодёжную сетевую литературу на три смыслообразующие части. Первая часть – это несколько одноклассников-однокурсников или гордых, непонятых учительницей по литературе одиночек, решивших выложить на бесплатной интернет-страничке с запоминающимся названием вроде Generation XV или «Холм поэзии» всё, что родило их литературное сознание. Вторая часть – интернет-ресурсы с устойчивым финансовым обеспечением, служащие молодой сетевой литературе на профессиональной основе. Называется такой почти государственный орган обычно солидно: интернет-журнал молодых писателей России «Пролог», портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Третья часть – сообщества, позиционирующиеся как полностью альтернативные бумажной «ретроградной» литературе, декларативно самодостаточные и довольно заносчивые, но почему-то при случае не гнушающиеся публикациями за пределами гиперпространства. Называться могут однозначно: «Альтернатива» – или с интригой: «Неоновая литература», TextOnly.
Но перейдём к существу дела. Нет ничего нагляднее примеров, поэтому слово первоисточникам. «Представление о литературе как о сфере поиска и производства новых смыслов (а не трансляция уже известных с развлекательными или дидактическими целями) и концепция эстетического плюрализма, готовность приветствовать любой художественный язык, позволяющий сказать нечто новое и существенное». (Союз молодых литераторов «Вавилон», ныне «переосмысленный в проект «Арго».)
«Добро пожаловать на наш уютный островок русской литературы, который всегда рад своим посетителям и стремится одарить их самым драгоценным богатством русского языка – красотой его слова. Специально для вас мы стремимся найти самые первые изумрудно-зелёные ростки новых талантов. Они сами тянутся к свету, но без читательской любви они погибнут…» ну и т.д. («Раскрытая книга». Библиотека творчества малоизвестных авторов.)
«Самое главное отличие от других проектов – отсутствие глубокого сакрального смысла. Здесь пишут, читают и обсуждают стихи, и всё. Ничего больше, но и не меньше». («Последняя Ведьма».)
«За неподобающее поведение, оскорбления в адрес пользователей сайта и провоцирование конфликтов удалён автор «Одинокий Скиф». («Avtor.net – Фантазии молодёжи».)
«Текст важен не как результат, а как событие. Text only – это текст, интересный прежде всего своим внутренним движением, а не социальными, групповыми или поколенческими обоснованиями. Но эта динамика в каждом тексте уникальна. Мы делаем то, что интересно прежде всего нам самим, – сопоставляем по мере сил в одном пространстве актуальных авторов и живые тексты». (TextOnly.)
«На сервере зарегистрировано 45 290 авторов, сейчас 0 в Сети. Если вы пишите прозу – станьте нашим автором!» («Проза.ру».)
«Мы, графоманы, всегда в свободном полёте. Нам не надо целовать причинные места руководителей творческих союзов и кланяться редакторам, нижайше испрошая их поместить наши три строчки в какие-либо издания. Мы парим в пространстве по зову души, а не по необходимости зарабатывать себе этим на хлеб наш насущный». (Сетевой журнал «Графоман».)
«Литературный портал создан с целью глумления над сетевыми графоманами. Скажи графоману, что он – графоман. Напиши ему ССК, заставь вкусить сладость КГ, влепи смачно АМ». («НеоНовая литература: декаданс, эротика, психоделика».)
«Здесь вы найдёте всё, что касается этики стихосложения. Первая рубрика – это учебник стихосложения «Этика стихосложения», в котором описаны основные правила «поэтического этикета», приведены примеры с объяснениями». (Литературный журнал Lunaris.)
Как легко убедиться, молодых литераторов куда только не кидает их креативное мышление. Найти можно всё – от опусов на тему «Как мало прожито, как много пережито» до ликбеза по стихосложению. Полно эпатажа и экстремизма. Авторы сочинений и высказываний часто предпочитают настоящим фамилиям клички-псевдонимы, обитают в пространстве только одного сайта и очень напоминают тусовку в облюбованном с начальных классов подъезде в доме около школы. Только пишут Менестрели, Мандаринесы, Сарториусы и Вовычи теперь не на обшарпанных стенах, а выкладывают свои осмысления жизни на родном портальчике. Накатает Паша Оптимист рассказик, тут же Гриша1974 вместе с Тенью Солнца выставят ему оценки, и будет Паша целую неделю в «топе» по прозе, пока его не разнесёт Летящая и не поставит на его место Спирито. Вот так и рождается та самая сететура, которая замещает собой для мальчиков и девочек литературу. Можно в этой ситуации пробовать впрягать коня и трепетную лань в одни литературные сани, как это пытается делать журнал «Новый мир», обозревая сететуру на своих страницах, но вряд ли таким гибридным способом возможно что-то изменить. Процесс распада на электронные составляющие не остановить, на смену сайтам и порталам давно уже пришёл великий и ужасный Живой журнал, теперь уже без умственных и финансовых усилий абсолютно любой желающий без никакой цензуры, идей и мыслей может стать сетевым литератором, публицистом, да кем угодно, хоть садистом и мазохистом.
Возвращаясь с работы домой, сократил путь и прошёл через гаражный массив. В одном из гаражей сидели юнцы и дули из баллонов пиво. Мелочь и закурить не спросили – слушали какого-то рэппера, речитативом рассказывающего им с помощью трёх матерных слов, как непроста их подростковая жизнь, сколько таит она в себе испытаний, поэтому к подвигу надо быть готовым всегда. Подумалось: «Тоже ведь в каком-то смысле поэзия, современная литература, ё-моё…» И вспомнилось, к слову, что, путешествуя по гиперссылкам сетевой литературы, желание «вернуться к Главному», т.е. «Домой», возникает постоянно, потому что в бесконечном трёпе сопутствующих форумов можно быстро забыть, что собственно декларировано создателями странички, сайта, портала. Может быть, пора вспомнить, что же декларировал Создатель?