Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Как вернуться на «главную»?

01 января 2007

Найти молодого литератора сегодня очень просто. Заходим в Интернет, выбираем первый попавшийся поисковик и получаем столько литературного добра, сколько нам и не снилось. Я, например, по первому же запросу получил 1658 сайтов, каждый из которых содержал в себе от нескольких десятков до нескольких сотен авторов.
Сразу же возникает резонный вопрос: как всё это прочесть и выстроить хоть в какую-то систему? Читать всё подряд – безумие. Уже от самого первого знакомства с молодыми сетевыми литераторами мозги напрочь забиваются «детским мылом», и воспринимать что-либо, методически раскладывая по полочкам, нет никакой возможности. Поэтому попробуем выделить общее, отринув частное.
Прежде чем перейти к этим самым целям и задачам, хотелось бы поделить молодёжную сетевую литературу на три смыслообразующие части. Первая часть – это несколько одноклассников-однокурсников или гордых, непонятых учительницей по литературе одиночек, решивших выложить на бесплатной интернет-страничке с запоминающимся названием вроде Generation XV или «Холм поэзии» всё, что родило их литературное сознание. Вторая часть – интернет-ресурсы с устойчивым финансовым обеспечением, служащие молодой сетевой литературе на профессиональной основе. Называется такой почти государственный орган обычно солидно: интернет-журнал молодых писателей России «Пролог», портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Третья часть – сообщества, позиционирующиеся как полностью альтернативные бумажной «ретроградной» литературе, декларативно самодостаточные и довольно заносчивые, но почему-то при случае не гнушающиеся публикациями за пределами гиперпространства. Называться могут однозначно: «Альтернатива» – или с интригой: «Неоновая литература», TextOnly.
Но перейдём к существу дела. Нет ничего нагляднее примеров, поэтому слово первоисточникам. «Представление о литературе как о сфере поиска и производства новых смыслов (а не трансляция уже известных с развлекательными или дидактическими целями) и концепция эстетического плюрализма, готовность приветствовать любой художественный язык, позволяющий сказать нечто новое и существенное». (Союз молодых литераторов «Вавилон», ныне «переосмысленный в проект «Арго».)
«Добро пожаловать на наш уютный островок русской литературы, который всегда рад своим посетителям и стремится одарить их самым драгоценным богатством русского языка – красотой его слова. Специально для вас мы стремимся найти самые первые изумрудно-зелёные ростки новых талантов. Они сами тянутся к свету, но без читательской любви они погибнут…» ну и т.д. («Раскрытая книга». Библиотека творчества малоизвестных авторов.)
«Самое главное отличие от других проектов – отсутствие глубокого сакрального смысла. Здесь пишут, читают и обсуждают стихи, и всё. Ничего больше, но и не меньше». («Последняя Ведьма».)
«За неподобающее поведение, оскорбления в адрес пользователей сайта и провоцирование конфликтов удалён автор «Одинокий Скиф». («Avtor.net – Фантазии молодёжи».)
«Текст важен не как результат, а как событие. Text only – это текст, интересный прежде всего своим внутренним движением, а не социальными, групповыми или поколенческими обоснованиями. Но эта динамика в каждом тексте уникальна. Мы делаем то, что интересно прежде всего нам самим, – сопоставляем по мере сил в одном пространстве актуальных авторов и живые тексты». (TextOnly.)
«На сервере зарегистрировано 45 290 авторов, сейчас 0 в Сети. Если вы пишите прозу – станьте нашим автором!» («Проза.ру».)
«Мы, графоманы, всегда в свободном полёте. Нам не надо целовать причинные места руководителей творческих союзов и кланяться редакторам, нижайше испрошая их поместить наши три строчки в какие-либо издания. Мы парим в пространстве по зову души, а не по необходимости зарабатывать себе этим на хлеб наш насущный». (Сетевой журнал «Графоман».)
«Литературный портал создан с целью глумления над сетевыми графоманами. Скажи графоману, что он – графоман. Напиши ему ССК, заставь вкусить сладость КГ, влепи смачно АМ». («НеоНовая литература: декаданс, эротика, психоделика».)
«Здесь вы найдёте всё, что касается этики стихосложения. Первая рубрика – это учебник стихосложения «Этика стихосложения», в котором описаны основные правила «поэтического этикета», приведены примеры с объяснениями». (Литературный журнал Lunaris.)
Как легко убедиться, молодых литераторов куда только не кидает их креативное мышление. Найти можно всё – от опусов на тему «Как мало прожито, как много пережито» до ликбеза по стихосложению. Полно эпатажа и экстремизма. Авторы сочинений и высказываний часто предпочитают настоящим фамилиям клички-псевдонимы, обитают в пространстве только одного сайта и очень напоминают тусовку в облюбованном с начальных классов подъезде в доме около школы. Только пишут Менестрели, Мандаринесы, Сарториусы и Вовычи теперь не на обшарпанных стенах, а выкладывают свои осмысления жизни на родном портальчике. Накатает Паша Оптимист рассказик, тут же Гриша1974 вместе с Тенью Солнца выставят ему оценки, и будет Паша целую неделю в «топе» по прозе, пока его не разнесёт Летящая и не поставит на его место Спирито. Вот так и рождается та самая сететура, которая замещает собой для мальчиков и девочек литературу. Можно в этой ситуации пробовать впрягать коня и трепетную лань в одни литературные сани, как это пытается делать журнал «Новый мир», обозревая сететуру на своих страницах, но вряд ли таким гибридным способом возможно что-то изменить. Процесс распада на электронные составляющие не остановить, на смену сайтам и порталам давно уже пришёл великий и ужасный Живой журнал, теперь уже без умственных и финансовых усилий абсолютно любой желающий без никакой цензуры, идей и мыслей может стать сетевым литератором, публицистом, да кем угодно, хоть садистом и мазохистом.
Возвращаясь с работы домой, сократил путь и прошёл через гаражный массив. В одном из гаражей сидели юнцы и дули из баллонов пиво. Мелочь и закурить не спросили – слушали какого-то рэппера, речитативом рассказывающего им с помощью трёх матерных слов, как непроста их подростковая жизнь, сколько таит она в себе испытаний, поэтому к подвигу надо быть готовым всегда. Подумалось: «Тоже ведь в каком-то смысле поэзия, современная литература, ё-моё…» И вспомнилось, к слову, что, путешествуя по гиперссылкам сетевой литературы, желание «вернуться к Главному», т.е. «Домой», возникает постоянно, потому что в бесконечном трёпе сопутствующих форумов можно быстро забыть, что собственно декларировано создателями странички, сайта, портала. Может быть, пора вспомнить, что же декларировал Создатель?

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS