Записки сантехника о кино. – СПб.: Издательство «Крылов», 2009. – (Серия «Библиотека «Мужского клуба»). – 576 с.
Осмелюсь утверждать, что хорошая кинокритика зачастую многократно интереснее частного объекта своего внимания – продукта, запечатлённого в целлулоиде. Особенно если она адекватна явлению в целом и использует инструментарий, пригодный для познания общих закономерностей мироустройства на конкретном примере.
В данном случае на примере киноиндустрии.
Для того чтобы оценить новый сборник «бесед» известного переводчика-пересмешника, не нужно быть киноманом. Достаточно вспомнить себя в детские годы просиживающим часы в кинотеатрах. Не нужно быть и эстетом – манера разговора, избранная автором, намеренно проста: Дмитрий Юрьевич Гоблин утверждает, что его взгляды не изменились с тех пор, как он работал сантехником, не изменился и лексикон.
Что, впрочем, не означает, что его книга получилась легковесной. Напротив, она может быть рекомендована студентам ВГИКа в качестве внеклассного чтения.
Первое правило Гоблина-Пучкова заключается в решительном разделении киноискусства и кинобизнеса. Второе – в жёстком требовании оценивать артефакт по законам жанра. Третье – в прояснении места кинособытия в миропорядке.
Автор предлагает не забывать о том, что современное кино – товар, поэтому главным критерием успешности кинопродукта является доходность. Что не есть эквивалент качества «с точки зрения вечности», а всего лишь маркер ремесленной состоятельности режиссёра. Понравится фильм детям – его окупаемость гарантирована. Дети же (вспомним себя) ожидают зрелища. Когда оно есть, стоит говорить о сверхзадачах. Фильм, который не смотрят, смысла не имеет, ибо хотя развитие киноязыка само по себе – вещь безвредная, без означенной сверхцели – всё же бесплодная.
Способность привлечь внимание зрителя Дмитрий Пучков определяет не только качеством и количеством спецэффектов. Поэтому и бюджетность картины не является для него значимой: для того чтобы снять «кино про людей», достаточно хорошей истории и хороших актёров (почти цитата).
Главное же, что имплицитно содержит труд Гоблина-Пучкова, это утверждение о том, что понять законы кинопроизводства – то же самое, что понять законы космоса. Что хорош только тот фильм, который этим законам не противоречит, а раскрывает мир в его полноте, но при этом познание жизни всё же важнее, поскольку автоматически влечёт просветление при посещении кинозала.
А ведь казалось, речь всего лишь о синема…