В плотный и ёмкий, одновременно затягивающий в свои метафизические глубины и чарующий блеском, отточенностью стиля текст погружаешься моментально, с первых же строчек с радостной готовностью отдаёшь себя в плен. Пленительность – это сладкое «старорежимное» слово, которое в оные времена столь любили употреблять по отношению к великим артистам Московского Художественного, к его программным спектаклям, – пожалуй, точнее всего определяет строй и дух книги Инны Соловьёвой: критика, историка, литератора, а вернее всего будет сказать «театрального писателя».
Перед нами не история МХТ – МХАТ Первого, хотя временны’е рамки первых трёх с небольшим десятилетий бытия самого удивительного из творений русской сценической мысли и воли выдержаны с максимальной внятностью и чёткостью (а изящно расположившееся аккурат между примечаниями и указателями специальное «Приложение с воспоминаниями», где автор делится уже собственными зрительскими впечатлениями из ранней юности: «завсегдатаем в этом зале» она, по собственному признанию, стала «смолоду (с 13 лет)». Это, несмотря на всю «не сегодняшнюю» весомость вышеназванного справочно-библиографического аппарата издания, ни в коей мере не «высоколобая» монография, предназначенная для студентов-театроведов и горстки узких специалистов. Но и никоим образом не образчик эффектной, не столь вдумчивой, сколь «резво-скачущей» эссеистики, с недавних пор прочно воцарившейся в нашей литературе об изящном.
Чтение этого труда требует сосредоточенности, душевной работы, книгу при всём желании никак не «проглотишь» за два-три вечера: она властно подчиняет тебя собственному, театральным языком выражаясь, темпоритму, завораживает, действует на подкорку. Но благодарного читателя она, буквально через абзац, готова одарить россыпью суггестивных мыслеобразов, ликующей щедростью фразы, определения, осмысления.
«В «Царе Фёдоре» было ощущение полноты жизни, перекипающей собственными соками...» – это о постановке, открывшей «Театр в первый и последний раз», как определял его для себя Станиславский. В «Чайке» жизнь томила тем, что истекает» – это о спектакле, решительно взорвавшем не только культурную, но и общественную жизнь страны. Таких замечательных, запоминающихся образов здесь сотни – поверьте, мы позволили себе процитировать лишь наиболее краткие.
Это действительно «жизнь и приключение идеи» – название, видимо, неслучайно отсылает к зачитанному всеми в детстве и намертво впечатавшемуся в личный культурный код роману Даниеля Дефо. Только так, увлекательно и захватывающе, и нужно писать о театре, который – в немеркнущих от времени лучших своих образцах – всегда путешествие в фантастическое незнаемое, всегда постижение необитаемого острова, всегда, как в тринадцатилетних ощущениях, Чудо.
Вот настоящее Искусствоведение.
В эти дни доктор искусствоведения, профессор, заведующая научно-исследовательским сектором Школы-студии МХТ Инна Натановна СОЛОВЬ›ВА отмечает свой юбилей. Её перо, отнюдь без всякой связи с этой датой и безо всякого преувеличения, можно назвать одним из самых блестящих и точно анализирующих театр перьев ХХ века. А теперь и века ХХI. Она ярчайший представитель той, от Белинского идущей отечественной критической школы, что всегда занята не только разбором спектакля (впрочем, неизменно образцово исполненного), но попыткой рассмотреть всякое произведение в контексте общественно социальном, историко-культурном. При этом о постановках былых времён, о тех, что сошли с афиши даже до её рождения, она умеет писать с доподлинным эмоциональным ощущением очевидца. Это можно назвать удивительным чувством понимания сцены, а можно – просто Даром.
Учившаяся в ГИТИСе у легендарного мхатовского завлита Павла Маркова, она, спустя много десятилетий, сама выпустила и воспитала несколько театроведческих курсов. И соловьёвские ученики, чем бы им впоследствии не приходилось заниматься (а кое-кто из них трудится сегодня в отделе искусства «ЛГ» – там, где в 60–70-е неоднократно публиковалась сама Соловьёва), сохранили в себе твёрдо привитое на первых же занятиях чувство уважения к профессии и к предмету, лежащему в его основе.
С днём рождения, Инна Натановна! Желаем Вам крепкого здоровья и новых выдающихся книг во славу величественной Идеи театра.
ОТДЕЛ ИСКУССТВА