Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Женщина и особы мужского пола

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА 

Одна из горьких примет наших дней – жёсткая переоценка... Нет, не ценностей, в победу которых мы так легкомысленно уверовали лет пятнадцать назад, но тех, кто ценности эти для нас олицетворял и взял на себя ответственность внедрять их в нашу обыденность. А впрочем, и сами ценности многими поставлены под сомнение: демократия для России – штука непривычная, малознакомая, а то, что получилось у «внедрявших», можно было и вправду по незнанию за неё принять.

В том, что пишет, снимает, ставит на сцене сегодня Рустам Ибрагимбеков, не просматривается интереса к механизмам властных структур и происходящему на высших иерархических этажах. Речь идёт об ином: что стало с людьми. Об атмосфере жизни, когда, по словам одного из героев гоголевских «Мёртвых душ», – «...уже мимо законного управления образовалось другое правление, гораздо сильнейшее всякого законного. Установились свои условия, всё оценено, и цены даже приведены во всеобщую известность».
Огромные и страшные произошли с тех пор катаклизмы и потрясения, миллионы и миллионы человеческих жизней унесены, а вот поди ж ты... Но это так, к слову.
Так что же делать? Можно ли противостоять? И если да, то – как? Рустам Ибрагимбеков думает об этом постоянно и в итоге даёт простой, не новый, наверное, единственно верный ответ: что бы там ни было, поступать так, как велят извечные законы совести и порядочности. В России, в Азербайджане ли... После распада СССР на его бывшем пространстве происходит много похожего.
В недавнем российско-азербайджанском фильме «Прощай, южный город», снятом режиссёром Олегом Сафаралиевым по сценарию Ибрагимбекова, находится герой, который даёт по морде коррумпированно-влиятельному негодяю, понимая, что последствия окажутся самыми тяжкими. Мужчина, одним словом, находится.
В спектакле «Дорогие мои мужчины...», который Рустам Ибрагимбеков поставил по своей пьесе в Московском театре «МодернЪ», мужчин нету, есть персонажи мужского пола.
Виктор (Сергей Пинегин), интеллектуал и интеллигент, в своё время даже отсидевший за рассказанный не к месту анекдот, а нынче ставший фигурой обочинной, эпизодической. В этом, конечно, не его вина, а вот в том, что, кроме набивших оскомину словоизвержений («мы систему разрушили»), оказался ни на что не способен, – его и только его.
Дима (Алексей Баранов) – помоложе, вовсе уж продукт нового времени, когда прежнюю, коммунистическую мораль отменили, а о том, что существует другая, на которой веками держалось человечество, как-то забыли в суматохе преобразований. Где-то воевал, был покалечен, теперь озлоблен, и справедливо озлоблен, но вот что такое хорошо и что такое плохо, не знает и, похоже, не узнает никогда.
Работу актёров отличает добротный профессионализм, как, собственно, и принято в этом театре, а в компанию их органично вписался Фархад Манафов, один из лучших на сегодняшний день мастеров сцены и экрана Азербайджана. Его Микаэлу, у которого с адаптацией в сегодняшней Москве, понятно, свои проблемы, и живые человеческие порывы, и муки совести оказываются не чужды, но ведь предал любимую женщину, предал, и этого уже не поправишь и не загладишь...
Эх вы... Обстоятельства постсоветской действительности виноваты? А может, будь вы другими, и обстоятельства были бы другими? Ну хоть немножечко…
И всё-таки Ибрагимбеков не был бы Ибрагимбековым, если бы не стал доискиваться опор, скреп, благодаря которым всё-таки живём, дружим, испытываем потребность видеть друг друга. Благодаря которым достойные поступки всё-таки иногда совершаются.
В спектакле «Дорогие мои мужчины...» это Люся, уверенно и напористо сыгранная Еленой Стародуб: ах, вы такие, ну и чёрт с вами, а я вот не буду такой, как вы, не буду... Да нет, близкие и разные отношения с каждым из трёх персонажей мужского пола и на неё, конечно, наложили свой явственный отпечаток. Не святая, далеко не святая, да и святой небо в овчинку показалось бы, окажись она посредине подобного треугольника, но вот гордость и достоинство Люся ухитрилась сберечь.
В финале за Микаэлом, которого, надо полагать, кто-то заказал, пришли вооружённые люди и начали палить прямо сквозь дверь. По части заказных убийств я знаток небольшой, но всё же, наверное, через дверь, в белый свет как в копеечку, вряд ли целесообразно, надо бы дверь взломать, а уж там, внутри квартиры, где собрались все четверо, – адресно, кому что полагается. Персонажи мужского пола в страхе попадали на колени, а Люся встала во весь рост, и вдруг под выстрелами начался её танец отчаяния и неповиновения.
Здесь в пьесе драматурга Ибрагимбекова, изначально достоверной по быту, – сдвиг в ирреальность, в символ. И наверное, стоило режиссёру Ибрагимбекову подготовить, обозначить этот сдвиг резче и явственнее... А может, и нет: в повседневности нашей сдвигов, перекосов, абсурдов и так через край, так надо ли добавлять – пусть даже на сцене...
Возможно, ведь существует уже такой способ выяснения отношений – пальба через закрытую дверь.

Константин ЩЕРБАКОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS