Действие происходит на рубеже XIX-XX веков. Оставшись после смерти отца в одиночестве и не сумев сохранить хозяйство, крестьянский сын Буян подаётся поисках лучшей доли из красноярского села в столицу и здесь попадает сначала в кружок социалистов-революционеров, а затем в Боевую организацию эсеров. Совершает теракт и оказывается в ссылке.

Начало повести выписано очень тщательно. Читаешь, и перед глазами вырисовывается картинка деревенского быта. Представляешь себе маленького Буяна, его отца, односельчан, но в какой-то момент герои начинают превращаться в схемы. По схеме крестьяне совершенно безропотны, что как-то не очень вяжется с сибирской деревней, в которой и крепостного права-то не было, а государев человек, который к государю на самом деле никакого отношения не имеет, издевается над односельчанами как какой-нибудь султан-самодур. Требует свою долю с любого добытка и портит девок, а не слабого духа сибирские крестьяне всё это почему-то терпят.

Схемой кажется и описание собраний революционеров и ситуации в охваченной волнениями столице. Как будто это несколько художественный пересказ учебника. Впрочем, может быть так оно и есть и книга написана для старшеклассников, ведь автор – учитель истории? В конце концов автору самому, похоже, надоел этот пересказ, и он быстренько его завершил. К герою из Санкт-Петербурга приезжает возлюбленная, Буян сбегает из лагеря, и они на санях едут из Красноярска в деревню. По дороге их застаёт метель, загнанная лошадь гибнет, они греются у костра, но утром возлюбленная находит Буяна мёртвым. Замёрз, потому что укрыл Далию ещё и своим тулупом? Подвиг любви? Или желание автора, наконец, поставить точку?

Уже в эпилоге автор возвращается к революционным событиям в столице. 9 января 1905 года: «В этот день тёмная река густой крови широкая, как Нева, как Енисей, пролилась между Его Величеством императором Всероссийским Николаем Вторым и русским народом. Так началась Первая русская революция». А что же неудавшийся революционер Буян? Его покушение на князя Долгорукого оказалось неудачным – князь выжил, любовь к интеллигентной еврейской (национальность зачем-то подчёркивалась особо) девушке тоже закончилась как-то несуразно. Умер, даже не попытавшись сделать её счастливой. Осталась одна на безлюдной занесённой снегом дороге…