Ольга Калачинская (Хельга Стрекот), иронический детектив «Африка, алмазы & Курякино»

Действие происходит то в Африке, то в Чехии, то в Курякино – в деревне, в которой у главного героя «имение» и в которую он, подполковник питерского следственного управления Олег Седов, по просьбе своего начальника, генерала Тоцкого, и отправляется. В Курякино, аккурат рядом с участком Седова, поселился сын бывшего сотрудника внешней разведки Попова – Иван, и Ивану, по ощущениям Попова, грозит беда.

В Курякино, дабы не вызывать у сельчан нездорового интереса, Седов приезжает вместе с женой, которая становится главным действующим лицом и от имени которой и идёт повествование. Она, «многогранная личность со сложной внутренней душевной организацией», красива и остроумна, как и приехавшая к ней подруга. Обе щедро делятся с читателями своими знаниями обо всём на свете, цитируют подходящие к случаю изречения, читают стихи и сыплют поговорками. Деревенские же (за исключением Маринки, пожившей в Москве и превратившейся в «столичную штучку») дремучи и глуповаты. Как и замшелый генерал Тоцкий. Во время разговора с Седовым и Поповым он то и дело подходил к зеркалу «талию проверить», его лицо было «щедро припудрено», на лбу «сияла красная пятиконечная звезда», а на щеке «проявилась эмблема в виде серпа и молота».

В общем, ужастик. Но больше всего досталось от автора Савелию. Придурковатый рыжий увалень, то ли фермер, то ли сельхозрабочий, то ли помощник по хозяйству. Безрезультатно пристаёт к городским красоткам, всё время крутится около них и попадает в идиотские ситуации. В конце концов, оказывается в уличном клозете и вымазывается в нечистотах, позволяя автору смачно описывать исходящие от него миазмы.

Кстати, это Калачинской, кандидату психологических наук, удалось лучше, чем разглагольствования о вечном: «В жизни есть свои закономерности смены сложного орнамента обстоятельств. И зависят эти изменения от законов смены состояний». «Смысл – это ловушка для ума», «Жизнь — это своеобразная матрица незаконченности действий, помыслов, наших желаний и даже выводов».

Наткнувшись на очередной стилистический шедевр (муж «задумчиво перестал цвести», фраза «способствовала кариесу», «очередной сюрприз спровоцировал мою голову на активный разворот», «превозмогая этикет», на лице «обозначилось выражение глубокой мысли», на «тучном фоне» ленивых песков «плывут всевозможные чувства и бесчувствия») хочется роман закрыть. Останавливает наличие главного признака детектива – загадки, заставляющей читателя внимательно следить за сюжетом и строить собственные предположения. Надо отдать должное Калачинской, интрига сохраняется очень долго. Увы, развязка всё смазывает. Злодеем оказывается случайный второстепенный герой, появившийся практически в самом конце. Понятное дело, внешне совсем непривлекательный и не очень умный. Вроде бы психически здоровый, но в момент совершения очередного преступления почему-то «дьявольски хохочущий»…

Закрываешь книгу с раздражением – ради чего потеряно столько драгоценного времени? Все завязки оказались никчёмными. Женский приключенческий любовный роман.