Имя Владимира Тренина, вероятно, знакомо читателям, интересующимся современной журнальной прозой: его произведения публиковались в «Дружбе народов», «Севере», «Волге».
Рассказы «Рюмка Достоевского» и «Прощение филина» объединены не только общей темой «преступления и наказания», но и атмосферой – несколько мрачной, полной безнадёжности и уныния. Герои Тренина – образованные люди, занятые полезным делом, ощущают пустоту, горько пьянствуют и совершают дурацкие поступки под влиянием момента, из-за которых потом мучаются.
Так, герой рассказа «Рюмка Достоевского», заявившись в музей писателя в Старой Руссе в компании своих товарищей и собутыльников, зачем-то крадёт принадлежавшую классику рюмку. Себе самому и покойному писателю он объясняет это так: «Бес попутал». После он видит тяжелые тревожные сны, напивается в вагоне-ресторане поезда и, возвращаясь из командировки домой, выплескивает накопившуюся внутри агрессию в драке с гопниками. А краденый сосуд в сердцах разбивает жена, уставшая от фокусов мужа. Преступление так же бессмысленно, как и вся жизнь… И эта бессмысленность есть высшая мера наказания.
Несколько отличается по звучанию второй рассказ. Его центральный персонаж – аспирант Академии наук, гидрогеолог подстреливает филина, когда старшие коллеги берут его «на слабо» и горько раскаивается в этом: «Я растерянно смотрел на вершину столба: – «Вот нахрена? Погубил красивое создание из-за глупого гонора». Но ему удаётся искупить своё «преступление»: во время охоты он в неподходящее время хлопает дверью грузовика, спугивая лосей, спасая их жизни… И это восстановление баланса словно меняет что-то в душе героя.
Нельзя не отметить, что в прозе Тренина прослеживается влияние Достоевского: есть здесь и пьяницы, вызывающие глубокое сострадание (как Мармеладов), и мрачные фантасмагорические сны, наделенные большим значением, и, конечно, уже отмеченный мотив преступления и наказания, который так отчётливо перекликается с ключевыми идеями одноименного произведения классика.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться