Что так и не так с «Детской Роман-газетой»?

Нет никаких сомнений, что детский (6+) бумажный, яркий и разнообразный по тематике журнал – это хорошо. Польза школам: «Детская роман-газета» подходит и рекомендована для внеклассного чтения; польза родителям – есть что почитать ребенку на ночь. К примеру, №№4,5 за 2019 год публикуют сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Сказка чудесная, на все времена, мягко-дидактическая, без назидательного прессинга, обычно вызывающего у детей неосознаваемый протест, и  просто интересная. Правда, мне показались рисунки к ней не очень выразительными, особенно в сравнении с яркими талантливыми иллюстрациями Геннадия Спирина, Анатолия Елисеева, Михаила Бычкова и других художников. И в рубрике «Имена» (а журнал рубриками богат) биография Алексея Алексеевича Перовского (1787-1836), ставшего известным под псевдонимом «Антоний Погорельский» изложена каким-то суконным языком, даже с неловкими оборотами, такие фразы как «Есть в цикле много и от готического романа» звучат просто не по-русски.  Наоборот,  в рубрике «Лицей» (№5, 2019) читатель найдет очень живо написанный очерк Владимира Аникина о «Черной курице», филолога-фольклориста, заслуженного профессора МГУ имени Ломоносова. Но все-таки легкое казенное наукообразие в некоторых текстах культурологическо-просветительского характера присутствует.

В апрельском журнале (№4), в отличной рубрике «Русский музеум», представлен материал Даниила Санкина, рассказывающего о храмах Московского Кремля; если смотреть в глубь истории, открывается тайна Москвы: именно Соборная площадь – место ее духовной силы. Автор – без сомнения человек знающий, но, как мне кажется, учитывая возраст читательской аудитории,  неплохо было бы важные исторические сведенья сочетать с занимательными историями о строительстве храмов, эпизодами из жизни Аристотеля  Фиораванти,  Алевиза Нового, мастеров Антипа Константинова, Мышкина, Кривцова и пр.

Особо хочу остановиться на рубрике «Воскресная школа». Сразу замечу: рубрики постоянны, но их набор в разных номерах различен и, в определенной степени, подчиняется главной теме. Так апрельский номер – Пасхальный: рассказывается на страницах журнала не только о традиции праздника, но и даются очень короткие воспоминания  Константина Ушинского о Страстной неделе и Пасхе. «Но как обрадовался я, когда наконец за стеклянными дверьми священники появились в блестящих ризах и запели: «Христос воскресе их мертвых!». Вот уж именно из праздников праздник!», – писал знаменитый педагог. Кстати, биографический очерк не помешал бы... А живая речь Константина Дмитриевича не может не вызвать ответного эмоционального отклика.

Пасхальные страницы проиллюстрированы: поэтична не всем известная картина Н.Богданова-Бельского «Дети в церкви». Представлен, в соответствии со старой православно-литературной традицией, и пасхальный рассказ Марии Львовой «Рубашка»; написанный, что удивительно, в 1940 году, начинается он так: «В одной семье была  традиция шить одежду бедным к Пасхе...» Еще одна хорошая и очень важная рубрика журнала: «История Руси». Например, в №4, 2019 можно узнать о старинной русской посуде, страница снабжена иллюстрациями. Думаю, даже не все взрослые точно определят, что чему служило, вот лишь некоторые названия: гусятница, рыльник, корчага, кисельница... С гусятницей и кисельницей все будет понятно, а вот корчага и рыльник прозвучат загадочно...

В том же номере очень симпатичные сказки (постоянная рубрика: «Сказки для детишек: сестренок и братишек») Сергея Еремеева, в них очень ненавязчиво автор учит дружбе, взаимопрощению, сочувствию, без педалирования и моральных деклараций порицает зависть и раздор. Здесь же тоже запоминающийся и познавательный рассказ Николая Храпова «Мадагаскар»: это рубрика «Живой уголок», отсылающая к школьным «живым уголкам». Николай Храпов вспомнил и мультфильм «Мадагаскар», в связи с чем у меня как читателя появился повод сравнить «Детскую роман-газету» с «Классным журналом», у которого, конечно, другие цели – рассказывать  как раз про новинки детского кино,  литературы, компьютерных игр, – но, может быть, такая новостная рубрика не помешала бы и «Детской роман-газете», привлекла бы еще большее количество читателей?

Как я уже выше упоминала, номера журнала имеют тематически стержень. В майском номере много материалов, связанных с Днем Победы. Это стихи А.Суркова, А.Фатьянова, Ц.Солодаря, Н.Старшинова, Д.Самойлова, в «Русском музеуме» представлены картины о войне (П.Кривоногов «Победа». 1948 г., Б.Неменский «Дыхание весны», М.Самсонов «Сестрица» А.Локтионов «Письмо с фронта» и пр.). На мой взгляд, слишком прямолинейно назидателен рассказ Владимира Янова «Неуклюжая бабушка», хотя в нем и найден хороший ход: внучка видит сон, в котором она оказывается связисткой на фронте Великой Отечественной войны... Майский журнал порой отступает от военной темы: в  том же номере в рубрике «Имена» Геннадий Киселев повествует о судьбе гениального Ф.Шаляпина. А в «Живом уголке» очень неплохой рассказ Владимира Скворцова «Змея». Журнал общепознавательный, потому природе он отводит особое место.

Рубрика «Уголок России» (№5, 2019) знакомит с Норильском, автор очерка Татьяна Михайлова. Место древнее: еще в 16 веке норильскую медь использовали служилые люди легендарной Мангазеи, где одно время воеводой был некий Савлук Пушкин. Сразу скажу: рубрика прекрасная, но если, к примеру, Вырица (№7, 2019) вписывается в название «уголок России», то Норильск и Камчатку (№6, 2019) ну никак уголками не назовешь. И опять же географические страницы отдают учебником. Более интересный рассказ о Вырице Сергея Ив. Иванова, правда, начало его, озадачивает: «Когда-то жители больших русских городов любили проводить время не на заграничных курортах, а в пригороде...» Автору детского журнала следовало бы знать, что на заграничных курортах отдыхает весьма небольшой процент российского населения, а 19 миллионов, только по официальным данным, находятся за чертой бедности и, слава Богу, если могут обеспечить своим детям пребывание на даче или в летнем лагере. Причем многие пользуются еще старыми советскими дачами родителей, и даже богатое Подмосковье, если ехать от Москвы дальше, до сих пор дачное. О детских летних лагерях тоже, наверное, стоит в летних выпусках журнала рассказывать, тогда читательская аудитория автоматически расширится. Но сведенья о Вырице, о библиотеке в старинном здании, что построил А.Х.Ефремов, отец писателя Ивана Ефремова, об общине трезвенников, учеников Иоанна Чурикова, и святом преподобном старце Серафиме Вырицком, несомненно, интересны и, возможно, смогут увлечь историей края подростков, если учитель увлекательно подаст этот материал. Тем более, что редакция на это и ориентируется, сообщая потенциальным подписчикам, то есть взрослым читателям: «Многое из того, что проходят на уроках истории, литературы, географии, биологии, в увлекательной и занимательной форме можно прочитать на страницах нашего журнала».

Конечно, поскольку журнал не просто литературный, но историко-литературный, он публикует прозу и стихи классиков, а также тех русских писателей, которые до 90-х годов считались  «не советскими», а сейчас возвращаются: это Клавдия Лукашевич,  которая издавалась миллионными тиражами, весьма любопытный Степан Кондурушкин, Лидия Чарская, кумир дореволюционных девушек и девочек... Правда, в четырех номерах, о которых идет речь, «забытых»  произведений вроде нет, о Марии Львовой (рассказ «Рубашка») я никакой информации не нашла, но обнаружила, признаюсь, неизвестную мне писательницу Толмачеву Марию Львовну. (1867-1942), которая тоже писала для детей и книги которой сейчас публикуются («Как жила Тася» и другие). Сказку «Черная курица, или Подземные жители» давно любят и родители, и дети, есть спектакли по ней, мультфильмы. Сказка «Никита Кожемяка» («№7, 2019) – тоже классика. Хорошо бы, как мне кажется, оправдывая название журнала, из номера в номер давать с продолжением какое-то большое произведение для детей. Но, разумеется, такие вопросы решать только самой редакции.

«Детская роман-газета» №6, 2019 по главной теме – пушкинская. Не совсем понятно, правда, почему пушкинский номер открывается с норвежских троллей – сказочными историями Наталии Будур. Муми-тролль Туви Янссон – удивительно симпатичное существо, а тролли «Детской роман-газеты» весьма непривлекательны, тем непривлекательнее они кажутся, что Наталия Будур пишет очень хорошо, а художник О.Ионайтис сделала впечатляющие илюстрации. Сказки продолжаются в июльском номере, в котором Пер Гюнт представлен кровожадным охотником. Помню, меня от любимого мной переводчика «Винни-Пуха» Б.Заходера оттолкнуло его же воспевание в детских стихах китовой охоты. И здесь мне не понравилась хитроумная и жестокая расправа Пер Гюнта с троллями, после этой сказки редкому школьнику-читателю «Детской роман-газеты», ориетированной на «разумное, доброе, вечное», захочется слушать Грига или идти в театр смотреть спектакль по пьесе Ибсена.

Но вернемся к пушкинскому номеру. В рубрике «Русский музеум» отличный материал «Сказочный мир А.С.Пушкина в иллюстрациях И.Я.Билибина», конечно, с цветными фотографиями работ художника. В рубрике «Лицей» Валентина Коростелева рассказывает о музее-заповеднике «Болдино» и Ярополецком имение Гончаровых. В рубрике «Бухтины» рассказ Надежды Бессоновой «Пушкинский день в каникулы», а Галина Лопачева, художник-иллюстратор, поделилась своими впечатлениями: 27-28 марта в рамках проекта Российской государственной детской библиотеки «Неделя детской и юношеской книги» детские библиотеки городов Торжок и Тверь посетил библиомобиль «Первый книжный». Это, конечно, информативно, но – больше для учителей.

В рубрике «Сказки для детишек, сестренок и братишек» (№6, 2019) не относящаяся к Пушкину, но милая короткая сказка Н.Гавриковой «Мальчик Серебряная Дудочка», вспомнились «Дюймовочка» и «Мальчик-с-пальчик». А вот в рассказе «Неожиданная встреча» Владимира Янова Александр Сергеевич материализовался и устыдил  Петьку, изъясняющегося на сленге: «Язык должен не меняться, а обогащаться новыми словами и понятиями, оставаясь чистым и ясным. Что же вы сделали с великим и могучим русским языком, если русский русского понять не может?» Что-то похожее было в «Ералаше», знаменитом детском юмористическом киножурнале. Там, как мне помнится, Пушкин тоже являлся к нерадивому ученику. Вообще, на мой взгляд, хорошей, яркой, познавательной «Детской роман-газете» не хватает, кроме знанимательности в статьях, еще и элемента эвристичности. Например, в дополнение к статьям географическим в рубрике «Уголок России» могли бы присутствовать кроссворд, занимательный тест на знание той местности, о которой идет речь. На сайте журнала говорится, что в нем есть и кроссворды, и викторины, значит, вполне реально сопровождать серьезные рубрики увлекательными дополнениями.  В июньском номере Геннадий Киселев в статье «Где начинается Россия» рассказывает о Камчатке,  об открытии полуострова, о долине гейзеров, о вулканах. И, что особенно важно,  о связанных с полуостровом героических страницах русской истории. Рассказ снабжен яркими фотографими.  Все это очень хорошо, все – в рамках  еще одного, очень важного ракурса концепции журнала, четко обозначенного редакцией: «Некоторые из рубрик «Детской роман-газеты» можно объединить одной сквозной тематикой. Как подразделы условно обозначенной темы «России верные сыны» выступают герои рубрики «Имена», «Подвижники земли Русской», «Русский музеум», «Честь имею!». Несмотря на разную «специализацию», идея этих рубрик одинакова – в доступной форме, с богатым количеством иллюстративного материала рассказать читателям о великих сынах нашей Родины. Их объединяет то, что золотыми строками вписали они свою историю в историю нашей Родины. И знать их необходимо».

Еще несколько слов о «Русском музеуме»: как анонсирует редакция, здесь показаны не только картины русских художников, но дается рассказ о судьбах их создателей,  освещаются  художественные выставки и галереи и,  конечно, обеспечивается «прекрасное воспроизведение на страницах журнала живописных шедевров». Все это правда. «Русский музеум» июльского номера знакомит с  художником-мастером русского пейзажа Аркадием Рыловым (публикация Д.Санкина), приводятся воспоминания другого прекрасного художника, М.В Нестерова. С детства люблю Рылова и с удовольствием процитирую: «Рылов не просто «пейзажист», он, как Васильев, как Левитан, как Нико Пиросманишвили, – глубокий задушевный поэт». Поскольку журнал выходит на качественной мелованной бумаге, то  фотографии действительно могут дать представление о прекрасных работах художника, хранящихся в Третьяковке и других музеях,  ведь не все школьники могут посетить их реально, а не виртуально. Случайно возникшее, уже ставшее привычным, даже затертым слово «виртуально» натолкнуло меня вот на какие вопросы: нужен ли «Детской роман-газете» отдельный сайт? Сейчас архив детского журнала на одном сайте с  «Роман-газетой», у которой в 2027 году столетний юбилей (главный редактор двух изданий один – известный писатель Юрий Козлов). И может ли в принципе существовать сейчас чисто бумажный журнал, фактически не связанный с сетевым пространством? Например, у журнала «Юный натуралист» есть электронная версия, у знаменитой «Мурзилки» – занимательный сайт. Свое Интернет-пространство есть у журналов «Читайка», «Лучик» (последний даже обещает премии для детей-писателей).  

С другой стороны, несмотря на приоритет электронных изданий, сетевых библиотек,  сам факт существования бумажных красивых интересных журналов стоит поддерживать на всех уровнях.  Даже по чисто офтальмологическим показаниям:  смартфоны, планшеты и ноутбуки портят зрение детей, которые проводят все свободное время перед экранами.  Активности на свежем воздухе может поспособствовать рубрика «Детской-роман газеты» «Зеленый патруль»: статьей в июльском номере постоянного автора журнала Сергея Ив. Иванова «Порядок на планете», рассказывающей про «обмен веществ» в природе, открывается очень актуальная – экологическая тема. Касается очеркист и такой важной проблемы как вторичное использование отходов: например, хозяева дачного участка выбрасывают сорняки, а, оказывается, для соседских кур сорняки  – лучшая пища,  почему бы соседям не скооперироваться? Учитывая прагматичное время, кто-то из школьников может построить на «вторичном использовании отходов» свой первый бизнес-проект.  

Но, конечно, журнал не на такие проекты ориентирован, а на русскую литературу, историю, культуру. И, что очень существенно, поддерживает детское творчество. Особые постоянные рубрики журнала «Страничка детского творчества» и «Наш вернисаж». В апрельском номере представлены прозаические этюды десятилетнего Владислава Гранатовича (г. Краснознаменск), одного из лауреатов международного конкурса короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» (2018), в майском – рассказ Матвея Лутовинова (Алтайский край), в июньском – на «Страничке детского творчества» Лиза  Матвеева, живущая тоже в Алтайском крае, идет вслед за Мариной Цветаевой, в ее эссе «Мой Пушкин» есть признание, которое отражает общий закон: «Я становилась старше, вместе со мной «взрослел» и мой Пушкин».

«Наш вернисаж» (№№4,5,6,7 за 2019 г.) демонстрирует рисунки учащихся из Балашихи (преподаватель М.Погудина), учащихся норильской художественной школы (директор Т.Мозговая), московской изостудии «Страна чудес», руководитель Г.Карзина, а также рисунки Арабкаевой Валерии (11лет) и Язар Норы (г. Балашиха). И, конечно, на «Страничке детского творчества» читатель найдет стихи школьников: в июльском номере это первые поэтические опыты учащихся г. Норильска (рукодитель Центра развития литературного творчества – Т.Ващаева-Шайбулатова): Чесноковой Насти (10 лет), Петрановой Лены (11 лет), Тихомировой Юли (9 лет), Вящевой Тани (12 лет):. Как обычно, в «школьных журналах» есть и юмор, почерпнутый из школьных сочинений (казусов бы поменьше, а вот юмора в журнале бы побольше). Порадовало меня геометрическое определение коровы: «Корова – это большое животное с  четырьмя ногами по углам». Рубрики «Игротека» и  «Умелые руки» в рассматриваемых номерах не представлены, но я как обозреватель не поленилась их найти в архиве на сайте. В «Игротеке» я обнаружила считалочки, скороговорки и почему-то «блины к Масленице»... Конечно это не все: архив открывается плохо, многие номера не открываются вовсе, требуя личных данных пользователя. Возник вопрос: связана ли хоть чуть-чуть «Игротека» с компьютернами играми? Среди них были познавательно-игровые,  до сих пор популярна серия про Пятачка, есть и сейчас детские образовательные квесты, приключения-исследования и пр. Мне кажется, «электронная тема» в бумажном журнале чётко обозначила бы вторичное, прикладное ее значение по отношению к книге. Но это мое частное мнение.  «Умелые руки» предлагают составить «букет для любимой мамы», обещают «необыкновенную рыбалку и так далее.

Ну, и разумеется, сейчас, когда жанр фэнтези столь популярен, журнал не может обойти стороной чудесное, фантастическое и таинственное. Одна из  вечных тайн – Атлантида много веков будоражит воображение и пытливые умы. В ильском номере Павел Чуйков предлагает «Путешествие во времени» (тоже особая рубрика): читатели узнают о свидетельствах Платона об Атланиде, о книгах на ту же тему Жюль-Верна, Александра Беляева и Кира Булычева.  Согласно Платону,  напоминает Павел Чуйков, Атлантида процветала, пока ее цари  жили «в согласии друг с другом», презирали все «кроме добродетели» и «ни во что не ставили богатство».  Это тонкий совет, который, надеюсь, не пройдет мимо детского подсознания... Именно за детьми – будущее страны.

Что ж,  несмотря на некоторые  недочеты,  выше отмеченные, однако, вполне устранимые, «Детская роман-газета» – очень нужный журнал широкого тематического охвата, заслуживающий  всяческих поощрений, в том числе – премиальных.

 

Мария БУШУЕВА