Что опаснее: город,  дебри или… человек?

Диана Кук. Новые дебри. – Москва: Эксмо, 2022. – 480 с.

 

Об авторе романа – молодой американской писательнице Диане Кук известно немного, особенно в России. Сам ее путь в литературе еще только начинается, однако ее дебют – сборник рассказов «Человек против природы» (Oneworld, 2015), привлек к себе большое внимание западных критиков и был включен в шорт-лист премии «Guardian» и «LA Times».

Эта книга уже не похожа на книгу коротких и метких рассказов о такой же короткой битве между человеком и беспощадно щедрой матерью-землей, этой эпизодической, почти мистической встрече. Новый роман – о долгом, изнуряющем и непредсказуемом пути, имя которому – выживание.

По сюжету молодая женщина по имени Беа живет в некоем безымянном Городе и успешно строит карьеру дизайнера интерьеров. У нее есть любимая работа, жених Глен, а также маленькая дочь Агнес, которую медленно убивает грязное дыхание Города. Единственный шанс ее спасти – это участие в разведывательной экспедиции, способной показать, может ли человек жить в абсолютной связи с дикой природой Новых Дебрей – единственного нетронутого штата. А поскольку Глен один из ученых – решение не заставляет себя ждать.

Говоря о романе, мне особенно хотелось бы отметить пейзажные описания. Они удались автору блестяще: природа Дебрей столь суровая, непреклонная, всевидящая, осязаемая, плотная, с которой персонажи существуют кожа к коже – сама является одним из главных героев. Она буквально отвоевывает себе эту роль, пожирая немногочисленных персонажей. В прямом смысле. Несколько героев погибает, причем как физически, так и морально, все больше и больше сближаясь с природой…

В аннотации звучит мысль, которую наш искушенный экологическими вопросами, «развитый» мозг усваивает как должное: город убивает. Однако с первых же строк романа вдруг понимаешь, что и город – не мать, и голод – не тётка… Автор не стесняется описать самые неприятные стороны дикой жизни и язык повествования во многом грубый, жесткий – затрудняюсь сказать, плюс это или минус.

«Ребенок, появившийся на свет, был цвета синяка… вокруг нее ширилась единственная известная сверчкам песня…» – этими строками начинается книга и открывает нашему взору жизнь в Дебрях – трудную, грязную, животную, с ежедневными потерями и лишениями, но при этом невыразимо прекрасную – со сверчками, распростертыми небесами и стелящейся до горизонта пахучей полынью.

Важно, что автор не пытается делить Город и Дебри на «черное» и «белое». Они – не добро и не зло сами по себе. Ведь, в конце концов, главный герой и там, и там – человек.

Человек со своими проблемами и заботами. Маленький – бредущий посреди прерий, лежащий на дне ущелья, или поверхности реки, лицом вниз. Большой – изредка кашляющий, терзаемый тревогой, строчащий письма.

Есть в книге и еще один герой – любовь. Диана Кук уделяет ей особое внимание. Любовь, семья, наличие близости выше банально физической – условие человечности. Объятия в согретой костром пещере, улыбка мужа и знакомый веселый смех здоровой дочери – главный секрет выживания. Любовь заставляет поставить всё на карту и добровольно записаться в дикари – и она же сохранит разум и душу.

А еще, может, именно она способна нам открыть глаза, оглянуться и сделать все, чтобы не допустить такого времени, когда для того, чтобы выжить придётся раствориться в единственном нетронутом уголке земли?

 

Полина КОРДЮКОВА, Набережночелнинский государственный педагогический университет