Гений русского футуризма
«Автопортрет в красном», 1908

Недавно мне довелось увидеть замечательный короткометражный фильм «Пенза – моя вдохновительница» (Куйбышевтелефильм, 1990 год). В нем рассказывается о знаменитых людях земли пензенской. В середине фильма повествуется о художнике Аристархе Васильевиче Лентулове. Странно, подумалось мне, почему о такой яркой личности начала XX века мы почти не говорим?

И я немедленно отправился посмотреть на работы «гения русского футуризма» в Пензенской картинной галерее им. К.А.Савицкого. Там мне удалось пообщаться с ее директором, заслуженным деятелем культуры РФ Кириллом Владимировичем Застрожным, а также с ведущим искусствоведом, заведующей научно-экспозиционным отделом Ниной Владимировной Санталовой.

 

– Нина Владимировна расскажите, пожалуйста, о Лентулове.

– Аристарх Васильевич родился в Керенском уезде Пензенской губернии (теперь это Нижнеломовский район Пензенской области) в семье сельского священника. В клировых ведомостях я искала более точное место рождения, но ни в одном приходе записи о его рождении в метрических книгах нет. Получилось это, вероятно, из-за перевода его отца с одного места службы в другое. Так, в Черной Пятине Аристарх значился уже как годовалый ребенок.

 

Что известно о семье будущего художника?

– В семье было четверо детей. Их отец очень рано умер. Вдове было крайне тяжело содержать детей, и Пензенская епархия, когда старшие братья Аристарх и Максим подросли, определила их в Пензенское духовное училище. Вероятность того, что Аристарх мог стать художником, практически равнялась нулю.

 

Что же повлияло на перемену в судьбе семинариста Лентулова?

– В 1898 году в Пензе открывается художественное училище, и Аристарх, не оповестив никого из духовенства, поступает туда (1898–1900).

6.jpgОн был весьма темпераментной личностью, не зря его называли «Ярилом»; знаменитый «Автопортрет в красном» (1908) говорит сам за себя. Однажды в училище он устроил бунт, заявив директору: «Хватит нам этой классики, дайте нам Сезанна!». Из любого другого училища его исключили бы сразу, но К.А.Савицкого ведь и самого – за инакомыслие – исключили из Академии художеств. И Константин Аполлонович не стал отчислять «бунтовщика», а дал ему направление в Киевское училище (1900–1904).

При поступлении в Академию художеств в 1906 году с Аристархом Васильевичем происходит такой случай: на вступительном экзамене писали портрет, за спинами абитуриентов, наблюдая за работой, ходил преподаватель. Посмотрев на холст Лентулова, он спросил: «Где вы видите на носу у модели зеленый цвет?», А тот в дерзкой форме ответил: «Вы не видите, мне Вас жаль!». Конечно же, Аристарха Васильевича не приняли, но на него обратил внимание Д.Н.Кардовский, у которого в то время была своя студия.

Лентулов обучается у него, потом уезжает в Париж, где знакомится с современным искусством и музейными собраниями французской столицы. Его внимание привлекают полотна кубистов А.Дерена, Ф.Леже, Ж.Метценже. Некоторое время даже удалось позаниматься в Академии Ла Паллет – месте средоточия художников.

 

2.jpg Как складывалась его дальнейшая творческая судьба?

– Молодых талантливых русских художников прошлой эпохи объединило общество «Бубновый валет», Аристарх Васильевич был одним из его основателей. В это общество, входили П.П.Кончаловский, И.И.Машков, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, Р.Р.Фальк.  

Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества были характерны живописно-пластические решения в стиле Сезанна. Общество просуществовало с 1910 по 1921 год, а картина «Бубновый валет» была написана Лентуловым уже в 1927 году. Своими работами молодые художники как бы говорили: «Мы не такие, как остальные, мы не будем «ложиться под буржуа».

 

Нашел ли свой путь Аристарх Васильевич в социалистическом социуме?

– После 1932 года Лентулов не написал ничего, что соответствовало бы его темпераменту, его взгляду на жизнь. Его послали на шахты, живописать социалистический труд. Это было настолько далеко от его художественных принципов, что он ничего там не написал. Он просто не мог идти против себя. Тогда многие художники предпочли из столицы уехать, причем уезжали в основном в Среднюю Азию или на Кавказ, где создавали новые школы.

Надо сказать, что по творческому размаху Аристарх Васильевич был муноменталистом, и он смог раскрыть себя в театре. Как сценографу ему довелось поработать с такими театральными деятелями, как А.Я.Таиров, Ю.А.Завадский.

 

– Что вы лично чувствуете, когда смотрите на работы Лентулова?

– Гордость. Земляк, талант открытый, очень русский, яркий. Лентулова называли художником солнца!

   

3.jpeg Когда в СССР стали говорить о творчестве Лентулова?

Отправной точкой можно считать конец 70-х годов, когда в столице проходила выставка авангардистов, которую организовал центр Жоржа Помпиду «Москва-Париж». Марианна Аристарховна – дочь художника –рассказывала, что после этой выставки к ней домой пришла группа французской интеллигенции и попросила ее продать им все работы отца, но она им ответила: «Мой отец – русский художник, и он останется в России!».

Спустя 14 лет, 23 февраля 1986 года в Пензенской картинной галерее им. К.А.Савицкого состоялось открытие мемориального музея Лентулова с биографической частью – фотографии, ноты, палитра и краски, рояль... Все было решено в театральном стиле: кулиса, на ней – солнце из прозрачной ткани, копия женской фигуры из музея им. Бахрушина, афиша 1910 года «Бубновый валет». И еще картины «валетов» – целый зал и зал самого Лентулова. На церемонии открытия присутствовала и Марианна Аристарховна.

 

Кирилл Владимирович, а вы что скажете о Лентулове?

Он восхищает меня, как непревзойденный мастер работы с цветом и светотенью; не может не восхищать его особенная техника живописи. Те цветовые решения, которые он применил, были во многом революционны.

 

Как вы считаете, что необходимо сделать для того, чтобы люди потянулись к изобразительному искусству?

Ввести моду на образованность на государственном уровне. Не на получение или покупку диплома, а именно на образованность.

 

4.jpg Какие, на ваш взгляд, сейчас самые острые вопросы стоят перед картинной галереей, и что необходимо для их решения?

 

Н. В. Санталова:

Например, необходим автобус, чтобы мы могли привозить в музей школьников сами. Это очень важно. Особенно это касается сельских детей. Им посещение галереи сегодня практически не доступно.

 

К. В. Застрожный:

Для нас, прежде всего, необходимо выделение средств на ремонтно-реставрационные работы крыши и фасада главного корпуса музея (здание картиной галереи), оснащение системой газо-пожаротушения выставочных залов, установку комплексной системы освещения в экспозиционных залах и оснащение музея современными средствами мультимедийной экспозиции.  

 

Антон ХРУЛЕВ, журналист, сотрудник Фонда содействия развитию русской культуры