Когда приходит время волшебства

В рамках проекта «Волшебство музыки» состоялся концерт Российского национального оркестра и стипендиатов Благотворительного фонда «Новые имена». Зал Чайковского по понятным причинам был на этот раз непривычно пуст, но онлайн трансляция обеспечила прославленному коллективу и юным солистам многотысячную аудиторию.

По давней традиции концерты проекта Российского национального оркестра «Волшебство музыки» проходят весной. Музыканты приглашают юных слушателей – воспитанников музыкальных и художественных школ – к себе, в концертный зал «Оркестрион» и на другие площадки столицы, или сами отправляются в гости – в детские дома и клиники, в школы-интернаты и детские сады для детей с ограниченными возможностями. Один из концертов неизменно устраивается в память тех, кто погиб при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и гостями оркестра становятся члены их семей.

«Волшебство музыки» длится уже не один год благодаря сотрудничеству РНО с компанией «Шеврон Нефтегаз Инк.».

– Тема культуры остается одной из самых популярных для меценатства в России, – считает Вера Шейнина, советник по общественным связям компании. – Проектов, связанных с талантливыми детьми, немало, но таких, где музыканты играют для детей с ограниченными возможностями здоровья, все ещё не так много. Этим сотрудничество с РНО для нас особенно ценно и важно. Мы рады, что проект продолжается и все большее количество детей и молодежи становятся его участниками. Мы по-прежнему надеемся видеть среди наших слушателей именно эту аудиторию и, конечно, продолжать нашу традицию концертов для семей тех, кто участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Разумеется, пандемия свое влияние на благотворительную деятельность компании «Шеврон» – некоторые проекты пришлось перевести в онлайн-формат, как это произошло и с «Волшебством музыки». Но мы верим, что рано или поздно человечество победит вирус и справится со всеми проблемами, которые он вызвал.

Пандемия действительно внесла жесткие коррективы, и долгожданный концерт состоялся только в декабре. Что ж, преддверие Нового года и Рождества – самое подходящее время для волшебства. Впрочем, в музыке чудеса можно творить только своими руками. И юным участникам концерта – стипендиатам Благотворительного фонда «Новые имена», носящего имя своей основательницы, выдающегося педагога Иветты Вороновой, это хорошо известно. В этом году лучших из лучших выбирало строгое жюри из 35 артистов Российского национального оркестра, включая концертмейстеров и ведущих солистов. В открытом прослушивании участвовало 27 воспитанников фонда, 17 из них получили право выступить в совместных концертах. Первые пять в этот декабрьский вечер вместе с музыкантами Российского национального вышли на сцену Концертного зала имени Чайковского.

Поддержка юных дарований – неотъемлемая часть творческой жизни РНО.

– Нынешним молодым в определенном смысле легче, чем их предшественникам, – считает солист оркестра кларнетист Сергей Елецкий. – В век интернета и новых технологий перед ними открываются невероятные горизонты, надо только суметь грамотно использовать эти возможности. В сети доступны записи концертов выдающихся музыкантов и оркестров, проводятся онлайн мастер-классы. Совершенствовать свой исполнительский уровень можно беспредельно. Но, солиста во многом формирует именно опыт выступлений с оркестрами такого класса как РНО, когда каждый раз тебе задается все более высокая планка, до которой непременно нужно дотянуться.

Юные солисты были единодушны – это выступление для них и ответственнейший экзамен на профессионализм, и, своего рода мастер-класс уровня супер-интенсив. София Мехоношина исполнила «Интродукцию и тему с вариациями для кларнета с оркестром» Россини. – Я не знаю, чего в этом произведении для меня больше – сложности или красоты, но мне очень хотелось преодолеть все трудности, сыграв с таким знаменитым оркестром. Это была моя мечта, и вот она сбылась. Я очень волновалась и переживала, но в то же время понимала, что вокруг меня профессионалы, настоящие мастера, и это придавало спокойствия и уверенности, давало возможность максимально сосредоточиться на выразительности исполнения. Как ни странно, при виде огромного безлюдного зала ощущения пустоты у меня не возникло. Наоборот, складывалось впечатление незримого присутствия публики, словно людей вокруг даже больше, чем может вместить зал Чайковского, и все они слушают тебя очень внимательно, затаив дыхание. Хотя, конечно же, живой энергии, которую излучает заполненный до предела зал, ничто не заменит. Представляю, какой это будет для всех незабываемый праздник, когда после такого долгого перерыва можно будет выйти на сцену и увидеть счастливые лица слушателей.

Александр Рублев выбрал для участия в концерте Концерт для трубы с оркестром Иоганна Гуммеля не случайно: «Я впервые услышал этот концерт в исполнении своего педагога, когда только начинал учиться играть на трубе. Вот тогда и возникла у меня мечта сыграть его когда-нибудь самому. И если бы мне кто-нибудь тогда сказал, что я буду стоять на сцене вместе в Российским национальным оркестром, я бы ни за что не поверил. Играть при пустом зале было очень непривычно, но только поначалу. Потом, когда полностью погружаешься в музыку, забываешь обо всем на свете и перестаешь обращать внимание на что бы то ни было. Вспомнил о том, что в зале никого нет, только когда прозвучала последняя нота. То, что ты чувствуешь, выступая на публике, почти невозможно передать словами. И на камерных концертах контакт со слушателями ощущается даже сильнее, чем в большом зале. Но в этот раз для меня публикой стали музыканты оркестра. Мне не было страшно, наоборот, я чувствовал их поддержку, особенно дирижера, очень внимательного к малейшим нюансам и штрихам нашего исполнения».

В этот вечер место за пультом занял молодой дирижер Алексей Соболев. Среди многочисленных проектов РНО «Волшебство музыки» для него один из самых любимых и ответственных: кто лучше дирижера может понять, что каждый такой концерт для юных музыкантов является важным этапом в их творческой жизни.

– Программа этого концерта, – делится впечатлениями маэстро, – составлена из красивейших сочинений Моцарта, Паганини, Россини, Гуммеля, которые украшают репертуар ведущих мировых солистов и оркестров. Здесь каждый исполнитель может в полной мере проявить свой талант, музыкальность, продемонстрировать высокий уровень технического мастерства, понимание стиля, виртуозное владение инструментом, звуком, показать гибкость и мобильность во взаимодействии с оркестром. Когда выступаешь с юными музыкантами, чувство ответственности усиливается в разы. Здесь очень важна поддержка дирижёра, индивидуальный подход к каждому солисту, умение раскрепостить исполнителя, чтобы излишнее волнение не помешало ему максимально раскрыть свой артистический и творческий потенциал. Зал Чайковского очень непривычно видеть пустым, но важно то, что, несмотря на сложнейшую эпидемиологическую ситуацию, мы продолжаем работать, репетировать, выступать на сцене. Разумеется, у онлайн-концертов есть свои преимущества – в этот вечер нас слушало почти 200 тысяч человек, ни один зал в мире не вместит такую аудиторию. Но все мы надеемся, что эти трудные времена пройдут и в скором будущем на наших концертах вновь будут полные залы.


Виктория ПЕШКОВА