Любовь вне хронотопа
Он и Она. В роли Его – Олег Дуленин. В роли Ее – Елена Иванова. Геннадий Алексеев написал роман «Зеленые берега», режиссер Лилия Борнашова создала свои «берега», подарив на сцене московского театра «Багаж» своей сценической интерпретацией роману новую жизнь. Между сценическими «берегами»  протекает пронзительная мелодия, которая прерывается потертостями старинной пластинки... Эту мелодию слышат двое. Он – писатель. Пытается отыскать вдохновение. Каждый его день становится днем поисков смыслов его, казалось бы, никому не нужных произведений. Он не такой, как все. Она – та, в которой столпились-сосредоточились все другие героини спектакля. Ключевым среди них является образ певицы Ксении Брянской. Ее физическая жизнь отделена от его жизни несколькими десятилетиями. Но встреча писателя с известной певицей (кстати, ее прообразом является русская эстрадная певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева, поэтому в спектакль органично вплетены ее оригинальные записи) становится вдруг возможной… 

Ее взгляд, ее мимика, ее тело и покрывающие его одеяния, ее изящные речи – все это очаровывает его. Все это становится настоящим таинством для него. Его жизнь пришлась на середину 80-ых, но, ей-Богу,  кажется, что тут каким-то непостижимым образом вкралась чудовищная ошибка, так не должно было случиться... Осознание этой ошибки приводит его к искушению прошлым, загадочному и опасному... Однако только в прошлом он находит удивительное спасение  от беспросветного мрака настоящего. Но его время благословенно: вдруг оно одаривает его сакральным – желанным перемещением в нем. И герой принимает этот дар с упоением: встретив ее в «вагоне пригородного поезда, который направлялся от станции Токсово в Петербург», он начинает повсюду следовать за ней, посвящает ей свои стихотворения, свои картины, свою жизнь... 

029A6881.jpgКак действие романа, так и действие спектакля невозможно ограничить пространственно-временным континуумом. Все границы стираются благодаря необыкновенно сильной просто-таки даже сумасшедшей любви, которую переживает герой. Она ирреальна и оттого созидательна. Своими мыслями и желаниями и стихотворениями он разрушает абсолютно все рубежи. Совершенно реальное воспарение (прямо как у Шагала), равно как и четкое понимание его абсолютной нереальности в то самое время, когда писателю было суждено жить и творить, делает возможным его встречу и с любимой, жившей в начале XX века, и с этим давно минувшим временем. Ибо его возлюбленная – сущность и плоть этого времени: красивая, гордая, громкая и печальная. И уже ушедшая… Она выбрала его, поэтому ему будет суждено разделить с ней ее участь…

Спектакль «Зеленые берега» – удивительное супружество художественного текста и инсценировки. Его венцом становится невербальное размышление о наивысшем проявлении любви. Если рядом нет никого, кто может разделить градус твоих переживаний и обнять так, чтобы вдруг явилось вдохновение, тогда время способно  предложить невозможное. За это оно, разумеется, не забудет взять и трагическую плату... 

029A6974.jpgХудожественный мир спектакля прекрасен в своей абсолютной искренности. Актеры, режиссер, хореограф (Александр Бабенко) и видеохудожник (Ольга Насадик) сохранили хрупкость этой искренности. Поэтому этот спектакль, можно смело сказать, стал своеобразным ответом на болезнь нашего времени. Река пандемии разделяет берега наших городов, наших стран; мы остались наедине с самыми близкими, и появилось нечто, с помощью чего мы можем прикоснуться к самым важным вопросам бытия. Истина в «Зеленых берегах» трагична в своей красоте. Она случается в моменты встреч и прощаний. Его с ней. Такие встречи и прощания, словно музыка дореволюционных пластинок, погружают их в старинные мелодии, сладостные, как старое вино. И пусть они являются иллюзорными,  однако их суть, безусловно, преобладает над законами физического существования. Именно поэтому поэзия действия  спектакля контролируется вовсе не разумом (в нем нет отвлекающих глаз декораций, вульгарного реквизита, пафосных костюмов), а энергией – творческой страстью двух просто уникальных актеров, которые управляют пространством и временем, порождая чувства, выходящие за все зримые и незримые берега. Потому что любовь их героев – вне берегов, вне текста, вне сцены, вне хронотопа…

P.S. 
Недавно на X Московском театральном фестивале частных театров «Московская обочина» Елене Ивановой и Олегу Дуленину были вручены призы за лучшие роли.


Лидия КОТОВА

Фото Александры Дёма.