Мир Момоко-сан

Тисако Вакатакэ. Одна заживу, сама с собой (перевод с японского О.Забережной). – М.: Эксмо, 2021. – 176 с.

 

Момоко-сан семьдесят четыре года. Она одинока. И хотя дочь живет всего в двадцати минутах езды, видятся они редко. Да и душевное расстояние между ними куда больше. Раньше Момоко-сан была постоянно занята бытовыми делами, но сейчас пришло время остаться наедине со своими мыслями.

Вся книга построена как смесь повествования и потока мыслей героини. Она постоянно размышляет о своей прошедшей жизни. В ее голове звучат разные голоса, а саму себя она начинает считать лишь оболочкой для них. «Нить теряется, и обрывки мыслей оказываются то тут, то там, бегают туда-сюда, их и не ухватить».

Героиня вспоминает свое детство, молодость. Вот она маленькая, и ее единственная защитница – это бабушка. А вот ей семьдесят четыре, и она думает, что сейчас ей так не хватает этой защитницы, и снова хочется зарыться в бабушкин передник и заплакать. Она размышляет о своих тяжелых отношениях с матерью и отмечает, что они очень похожи на ее собственные отношения с дочерью.

Большое место в романе занимает муж Момоко-сан, Сюдзо. Писательница умело описывает то, что почувствовала главная героиня, когда, будучи в большом городе, услышала родное местоимение «ора» на диалекте Тохоку вместо литературного «ватаси» от своего будущего мужа. Это было ощущение чего-то давно забытого, но очень любимого. Отношения с Родиной для Момоко-сан также больная тема. Она думала, что прожив двадцать лет в другом городе, забудет северный диалект и забудет про свою прежнюю жизнь, но этого не случилось. Она навсегда осталась связанной с Родиной и даже снова стала думать на родном диалекте.

Когда Сюдзо умер, Момоко-сан словно потеряла весь смысл жизни: «Она была измождена и телом, и душой, но стоило ей лечь, как сна ни в одном глазу. Не сомкнув веки ни на секунду, она встречала рассвет и с ужасом думала, что начался еще один день без Сюдзо». Но в долгих часах горестных размышлений героине открывается новый мир. Она, наконец, стала откровенна сама с собой, и это в корне изменило ее. У нее появилась тайна, ее счастливое безумие, которое помогало двигаться дальше.

В конце автор прерывает мысли Момоко-сан появлением ее внучки Саяки, которая приносит в бабушкин дом весну – символ перерождения.

Книга «Заживу одна, сама с собой» дает задуматься каждому о том, что жизнь – это целое приключение, наполненное как и радостями, так и великим горем. «Печаль – это движение чувства. Это кульминация этого движения. Бывает радость, происходящая из печали». Главное, не упустить эту жизнь и помнить, что после зимы всегда наступает весна.

 

Татьяна ДРЕМИНА