Найди свой приют в тихом доме…

               А нет тебя, и все вокруг молчит

              О скорбной и высокой жизни,

              Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

              И на твоей безмолвной тризне.

                              А.А.Ахматова 


В 2021 году мир отмечает 130-летие со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова – Великого Мастера.

Он яркой молнией пронесся в литературе XX века в России и оставил неизгладимый след в истории мировой литературы навечно.

В чем заключался феномен Булгакова? Загадка или закономерность жизни гения его бессмертие?

На эти вопросы нам предстоит найти ответ.

Личность формирует и определяет среда ее обитания. Именно она накладывает неизгладимый отпечаток на мысли, стремления и цели личности. 

М.А.Булгаков родился 3 [15] мая в 1981 г. в Киеве, в семье доцента (а впоследствии, профессора) Киевской духовной академии А.И.Булгакова и его жены –  преподавательницы женской прогимназии В.М.Покровской. Люди образованные и неординарные, родители 7-х детей, дали всем блестящее образование. Михаил окончил Первую Киевскую гимназию и медицинский факультет Киевского Университета. Он был личным врачом Патриарха Тихона. Головокружительная карьера, не правда ли?

На мой взгляд, общение с Патриархом, отцом и дядей-священником дали будущему писателю почву для размышлений на протяжении жизни, о ее сути, Боге, дьяволе; соотношении Добра и Зла, в нашем бренном мире; философии, в ее многообразии, нашедшим отображение в его произведения, и выступив квинтэссенцией в легендарном романе, итоге его жизни земной и писательской, – «Мастер и Маргарита».

Роман стал Евангелием от Булгакова. Среда сформировала его философско – религиозные взгляды, которые он пронес через жизнь и непростую эпоху советской антирелигиозной пропаганды, оставаясь верным своим убеждениям и отразив их в своем творчестве.

Китайцы говорят: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Именно в такое время жил и творил Великий Мастер. Революции, Первая Мировая война, Гражданская, становление власти красных, деморализация Царя и белогвардейцев на территории СССР, культ Великого Вождя, сталинские репрессии и гонения дворянского сословия и инакомыслящих, не желающих разделять идеи большевиков – это ли не глобальная катастрофа для миллионов людей того времени?

Творчество Михаила Афанасьевича неразрывно шагает вместе с ужасной эпохой, шагает независимо, но в ногу, детально отображая все тонкости происходящего с иронией и сарказмом, грустью и горечью.

Безмерный ум  и образованность, понимание происходящего, на глубинном уровне философа, и измененное морфием сознание дали гениальные плоды – Булгаков ярок, неподражаем, его стиль и манера излагать, умение метафорически хлестко запечатлеть героев и вождей его современности, западая в души читателей, оставляя неизгладимый отпечаток, появляющийся от чтения неоднозначных и глубоких книг писателя.

Сейчас, в 2021 году, когда на Украине идут дебаты, отвлекающие умы граждан от  продажи земель, от фактического геноцида народа властью, Булгакова предложили запретить как антиукраинского писателя. Бред! Вместо того, чтобы гордиться тем, что эта земля родила и взрастила гения, одного из величайшей плеяды гениев, таких как: Н.В.Гоголь – любимый писатель Михаила Афанасьевича, А. А.Ахматова, Е.П.Блаватская (продолжать можно долго, но излишне), книги Булгакова запрещают. Дескать, Украину не любил, писал на русском языке, подался в Москву. И это все происходит на фоне сегодняшнего положения во взаимоотношениях с Россией, на фоне Закона про мову. У меня только одна мысль при этом: запретите всех! Ну чего уж там, сразу и всех! Это театр абсурда, именуемый законодательной властью, занимающейся вопросами культуры в моменте полного поглощения и уничтожения, главных ценностей Украины – людей и земли. 

Мне это напоминает время смуты, когда в декабре 1917 года Булгаков впервые приехал в Москву, в бурлящую страстями революционную Россию, гордо поднимающую голову после «победы» над царской властью.

В конце сентября 1921 года, почти сто лет назад, будущий писатель окончательно переехал в Москву, где начал сотрудничать со столичными изданиями как фельетонист. «Гудок», «Медицинский работник», «Рабочий», «Возрождение», «Красный журнал для всех» – названия четко отражают происходящее, дух времени, дух поднимающегося с колен рабочего класса.

Где же место, на фоне всего этого, Булгакову – принадлежащему к церковному сословию колокольных дворян и щеголю, который одевался по последней парижской моде и мог на последние деньги проехаться на такси? Искрометно и иронично высмеивавшему гегемона, рассуждавшему в «Белой гвардии» от имени уезжавших российских офицеров, о крахе России, с его личной философией и долей дьявольщины?

В место ему четко регламентировано советской цензурой и лично Иосифом Виссарионовичем, который относился к писателю неоднозначно,. Сталин учился в духовной семинарии в Тифлисе, был образован, понимал Булгакова, но не разделял его взглядов, хотя неординарность и талант писателя, его смелость, вызывали у Сталина неподдельный интерес. В ответ на просьбу писателя дать ему возможность уехать из СССР либо позволить работать во МХАТе и иметь средства к существованию, Сталин дает распоряжение – зачислить его в качестве режиссера-ассистента, решает его насущный для Москвы во все времена квартирный вопрос и дает прописку в столице.

Отношение с современниками неоднозначные. Творчество Булгакова резонирует с творчеством писателей того времени. Его хулят, его критикуют: на 298 рецензий отрицательных приходится 3 положительных. Представьте масштабы бедствия! В процентом соотношении это округленно 0,01% понимающих его и поддерживающих. М.Горький поддерживал М.Булгакова, ходатайствовав перед властью. М.Волошин, Б.Пастернак, А.Ахматова дружили с Мастером.  Среди разгромных критиков был и В.Ходасевич. Не он ли стал прототипами Латунского?

Хочется спросить: какую силу воли и веру в себя нужно иметь, чтобы выстоять? При этом встречи в Доме Литераторов (прототипе Массолита), с их неискренностью и интригами, ежедневная кропотливая работа над гениальными произведениями, светская жизнь, жизнь семейная не с теми и не с Той, одной на все времена – Маргаритой.

Булгаков был женат трижды. Народная мудрость гласит: первая жена от Бога, вторая от людей и третья от черта. В 1913 году будущий писатель женился на Т.Лаппе. Трудности с деньгами начались со дня свадьбы. Булгаков закладывал украшения жены в ломбард. Тесть присылал 50 рублей в месяц, однако этого было недостаточно. Об этом Лаппа пишет в своих воспоминаниях. 

С 1917 года Булгаков стал употреблять морфий с целью облегчения аллергической реакции на антидифтерийный препарат. Затем морфий стал регулярным. Это отражено в рассказе «Морфий» (1927 г.). Именно жена помогла писателю избавиться от злого пристрастия.

В феврале 1919 г. Булгаков мобилизован, как военврач, в армию УНР, затем работает врачом Красного креста, после ушел в ВСЮР. Во времена отступления Добровольческой армии в 1920 году заболел тифом и покинул страну. После был Владикавказ и первые опыты драматургии. Писатель, сетовал, что опоздал начать свое творчество, жалел времени, потраченного впустую.

С 1922 по 1926 годы в газете «Гудок» было напечатано около 120 репортажей, фельетонов и очерков М.Булгакова. Рассказ первый – «Необыкновенное приключение» напечатали в журнале «Рупор» в 1922 году. 

В 1923 году писателя приняли во Всероссийский союз писателей. Далее в 1924 году он знакомится со своей второй женой Л.Е.Белозерской. В 1925 году выходят 1 и 2 часть «Белой гвардии», в июле выходит «Дьяволиада. Рассказы». В 1926 году ОГПУ обыскивает писателя, изъяв при этом рукопись антисоветской повести «Собачье сердце» и дневника писателя. Позже их вернули, однако писатель сжег дневник. Но –  «рукописи не горят». До нас он дошел благодаря копиям с Лубянки.

Надо полагать, что все перечисленные события неблагоприятным образом отразились на Михаиле Афанасьевиче, однако он стоически боролся. 

В 1926 году «Дни Турбиных» успешно прошли во МХАТе. Постановка разрешена. Триумф! Пьеса была отмечена И.Сталиным. Вождь смотрел пьесу 15 раз. Он отметил «Дни Турбиных антисоветская штука… Булгаков – не наш…» Отражение того периода, жуткого и безнадежного, с занесенным над головой писателя дамокловым мечом, мы находим в его фразе: «Сознание полного, ослепительного бессилия нужно хранить при себе». В этом весь Булгаков! И он хранил, продолжая работать, жить и творить. Неиссякаемая жажда жизни и познания влекла его.

В 1928 году возник замысел «Мастера и Маргариты». Он размышлял, мечтал, писал.

В 1929 году Булгаков знакомится с Еленой Шиловской – Женщиной, перевернувшей судьбу Мастера. Его легендарной Маргаритой. Широкая и раздольная Масленица подарила писателю встречу с его Музой. Любовь всей жизни, «выскочившую, словно финский нож», как позже будет написано в романе. Играя с В.Маяковским на биллиарде, он завязал Е.Шиловской завязочку на рукаве, уверяя позже, что она этим самым привязала его на всю жизнь. Елена была поистине сподвижницей, Музой, гением Великого Мастера. 

Она была замужем. Муж узнал о связи с Булгаковым. Состоялось тяжелое выяснение отношений между ним и писателем, который обещал навеки проститься с Еленой. Бог распорядился иначе. Разрыв Е.С.Шиловской с мужем сопровождался разделом детей. Поистине болезненное событие в жизни любой женщины, но не Елены. Она гордо несла крест отношений с Булгаковым до конца его дней, преодолевая боль, оставаясь верной писателю и после его кончины. Любовь вопреки. Вне времени.

В 1932 году М.Булгаков развелся со второй женой и женился на Е.С.Шиловской, выполнив предсказание гадалки. Магия правила балом!

Через год после заключения брака Елена начала вести дневник, продолжавшийся до последних дней гения. За эти годы не было ни одной размолвки и ссоры. Царили Гармония и Единение.

Вопреки гонениям, проблемам, безденежью Муза несла свою лиру. Была светом в Жизни Булгаков, посвятив себя мужу и его стремлениям. Вела переговоры, архив, корреспонденцию, хранила Бессмертный роман. Впоследствии, на его страницах обнаружат морфий. Писатель вернулся к нему. Елена прошла и это. Достойно. Без сантиментов. Любя.

В 1939 году Булгаков работал над «Рашель» и пьесой о Сталине. «Батум» получил отказ от постановок. Вердикт был прост: «Неуместно».

С этого момента писатель стал терять зрение. Елена записывала «Мастера и Маргариту» под диктовку. В феврале 1940 года писатель утратил речь. 

10 марта 1940 года М.А.Булгаков скончался. Роковой день опишет в своих записках А.А.Ахматова. 10 марта приносит в ее жизнь горечь неоднократно: в  37-ом смерть Е.Замятина, в 38-ом арест сына, в 40-ом смерть Мастера, пред которым она немела. Тело писателя было кремировано и захоронено на Новодевичьем кладбище. Легендой является то, что первое надгробье М.А.Булгакова – есть «голгофа», а именно камень с могилы Н.В.Гоголя, купленный Е.С.Булгаковой в 1952 году. Якобы камень был демонтирован и лежал бесхозный до установления в 1952 году на могиле Булгакова. Причем последнее пристанище писателя писателя случайно или закономерно оказалась около могилы его учителя – Н.В.Гоголя.

Еще задолго до смерти, в 1933 году Булгаков передал жене права на заключение договоров с издательствами, театрами и право на авторские гонорары. После смерти мужа она попала под опеку Ф.Раневской. Вместе с А.Ахматовой они жили в эвакуации в Ташкенте. При первом чтении «Мастера и Маргариты» Ахматова воскликнула: «Фаина» он – гений!». По возвращению в Москву судьбой Музы Булгакова занялись С.Рихтер, А.Хачатурян, Г.Уланова и Р.Кармен.

Феномен Великого Булгакова, на мой взгляд, состоял в противостоянии всем внешним факторам: болезням, революциям войнам, вождям и непринятии его таланта. Мастер превозмог  и это с «великолепным презрением». Вопреки. Благодаря Маргарите, его Любви и смыслу жизни. 

Поистине, когда Любовь озаряет нас. Мир меняется, тени уходят в небытие и Свет настигает наши лица!

Покойся с миром, Великий Мастер! Найди свой приют в тихом доме со ставнями и витражами на окнах, выходящими в вишневый сад. Пей фалернское вино со своей Музой и славь Свет, свою Любовь и Вечность!

Хайре!


Анна ПОДГОРНАЯ, Израиль