В этом году исполняется 125 лет со дня смерти Аполлона Майкова. Почему же тонкий изысканный стихотворец все ещё находится на задворках русской литературы?
Помнится, в школе нам говорили об Антоне Чехове: сочинитель, безусловно, хороший, но «недоразвит» – не призывал к классовой борьбе. Сейчас, конечно, можно ухмыльнуться, но этот пример свидетельствует: наше суждение о том или ином писателе во многом зависит от фона или контекста времени. В связи с этим уместно привести цитату из статьи Виссариона Белинского о творчестве Аполлона Майкова: «Поэт уже не может жить в мечтательном мире: он уже гражданин царства современной ему действительности; всё прошедшее должно жить в нём. Общество хочет в нём видеть уже не потешника, но представителя своей духовной идеальной жизни; оракула, дающего ответы на самые мудрёные вопросы; врача, в самом себе, прежде других, открывающего общие боли и скорби и поэтическим воспроизведением исцеляющего их...»
Увы, поэт с классическим сознанием Аполлон Майков творил во времена социальных преобразований. Не повезло ему и в дальнейшем. Революционный дух русской поэзии витает уже более двух веков. Хорошо это ли плохо? Мне трудно судить. Приходится лишь констатировать этот факт. Классическая поэзия, выразителем которой является Аполлон Майков, просуществовала во времени куда меньше. Не успев окрепнуть, она была сметена «литературными бомбистами». Но при этом нельзя отрицать, что за эти двести лет русская поэзия существенно эволюционировала, правда, в иные формы и содержание.
Но любителям поэзии Аполлона Майкова приходится бродить по его «римским развалинам» и сожалеть, что утрачена не только архитектура, но и дух пушкинского эллинизма.
Аполлон Майков обладал особым типом художественного мышления. Он смотрел на жизнь глазами художника – живописца, создавая не просто образы, а выстраивая их композиционную взаимосвязь, подчиняя общему замыслу стихотворения. Не случайна его любовь к живописи, но из-за проблем со зрением поэт не смог дальше заниматься этим видом творчества. Хотя это не столь важно. Майков понимал, что законы и психология творчества схожи, разные лишь средства выражения: у живописца холст, краски, кисть; поэта – лист бумаги, чернила и перо. При помощи этого инструментария художник (поэт) создаёт иную реальность. В классическом понимании Майкова – мир гармонии и красоты.
Вхожу с смущением в забытые палаты,
Блестящий некогда, но ныне сном объятый
Приют державных дум и царственных забав.
Всё пусто. Времени губительный устав
Во всем величии здесь блещет: всё мертвеет!
В аркадах мраморных молчанье цепенеет;
Вкруг гордых колоннад с старинною резьбой
Ель пышно разрослась, и в зелени густой,
Под сенью древних лип и золотых акаций,
Белеют кое-где статуи нимф и граций.
Гремевший водомет из пасти медных львов
Замолк; широкий лист висит с нагих столбов,
Качаясь по ветру… О, где в аллеях спящих
Красавиц легкий рой, звон колесниц блестящих?
Не слышно уж литавр бряцанья; пирный звук
Умолк, и стих давно оружья бранный стук;
Но мир, волшебный сон в забытые чертоги
Вселились, – новые, неведомые боги!
Майков населял поэтическое пространство колоннами, гротами, фонтанами, античными статуями, розами, фавнами, создавая свой «мечтательный мир». Он любовался мраморной пяткой нимфы, сидя в тени садового плюща, прогуливался по окрестностям Рима, слушал звуки свирели... Но это и больше всего раздражало и сегодня раздражает противников так называемого «чистого искусства». К сожалению, не все любят балет или оперу. Но всё это формы «чистого искусства». И с этим нельзя ничего поделать. Увы, Аполлон Майков так и останется поэтом для небольшого круга любителей «чистого искусства». По крайней мере, это избавит его творчество от пошлого тиражирования.
Олег АЛЁШИН
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться