Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Д.К. Сивцева – Суорун Омоллоона привёз на гастроли в Мариинский театр премьеру новой постановки национальной оперы «Ньургун Боотур». Авторы музыки – Марк Жирков и Генрих Литинский, либретто Дмитрия Сивцева – Суорун Омоллона по мотивам якутских эпических сказаний и олонхо (самый крупный эпический жанр якутского фольклора; этот термин обозначает как исполнительскую традицию, так и отдельные сказания. Такое же название – «Олонхо» – носит древнейший героический эпос народа саха (якутов). Режиссёр-постановщик - Андрей Борисов. Дирижёр-постановщик – Константин Хватынец.
Опера «Ньургун Боотур» впервые появилась на сцене в 1947 году, т.е., может отмечать 75-летний юбилей. Привезённая в Санкт-Петербург постановка – шестая по счету. Для её осуществления – а это масштабное действо с обилием действующих лиц в «трёх ярусах мироздания» и множеством массовых хоровых и балетных сцен – был приглашён известный драматический режиссёр, руководитель Театра олонхо (Якутск) Андрей Борисов, который в 1993 году совместно с петербургским художником Геннадием Сотниковым уже ставил эту оперу. Новую музыкальную редакцию произведения осуществил московский композитор Руслан Мурсякаев. В постановке занято около 180 артистов.
Борисов соединил классическое европейское исполнение оперных партий и оригинальную манеру звукоизвлечения кылысах (горловой призвук), используемую в тойуках (песнопениях) и характерную для положительных героев эпоса «Олонхо». Опера шла на якутском языке, а русский перевод – на электронных титрах.
В сценографии спектакля (сценограф – Михаил Егоров) использованы элементы скифского, хуниского и даже шумерского искусства, перекликающиеся с мифологией народа саха и подчеркивающие универсальный смысл мифотворчества разных эпох и частей света. В ткань постановки включены и обрядовые эпизоды, представляющие тот или иной мистический ритуал. Актёры Театра «Олонхо» выступают здесь в роли «мимического хора».
В спектакле также участвуют ведущие солисты оперной труппы, хор и симфонический оркестр Государственного Театра оперы и балета Якутии, хор Государственной филармонии Республики Саха им. Г.М.Кривошапко и ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии».
Содержание «Ньургун Боотур» довольно сложно для оперного произведения. Верховный жрец Айыы Ойууна (Александр Дьячковский-Саарын) и небесные шаманки-угаданки начинают обряд поклонения Солнцу. Айыы вещает о тех событиях, которые предсказаны богами Верхнего мира. Прекрасная Туйаарыма Куо, дочь первопредков племени айыы аймага (Екатерина Корякина), людей Среднего мира с «солнечными поводьями за спиной», ждут большие испытания. И даже птицы счастья стерхи (белые журавли, в спектакле их танцуют девушки с крыльями из белых бус) не могут изменить её судьбу. Если до восхода солнца никто из смельчаков не собьёт стрелой висящее в небе золотисто-жемчужное яйцо, то Туйаарыма, по высшему предопределению, должна выйти замуж за богатыря Нижнего мира и навечно проститься с солнечным светом Среднего мира.
Подруги успокаивают её и в то же время готовят к встрече с избранником, имя которого неизвестно. Старейшина Тюёнэ Могол (Петр Бучугасов) напоминает о трёхлетнем сроке, в течение которого Туйаарыма должна быть принесена в жертву Нижнему миру. Неожиданно появляется юный светлый богатырь (Николай Попов) и сбивает яйцо. Начинается праздничное торжество со свадебным обрядом. Внезапно с громом и молнией врывается богатырь Нижнего мира Уот Усутаакы (Егор Колодезников) со своими воинами-абаасами и похищает Туйаарыму.
В Нижнем мире Туйаарыма томится и плачет, не желая быть женой Уот Усутаакы. Во время отсутствия Уота Юрюн Уолан находит свою невесту, но тут возвращается Уот и в борьбе с ним Юрюн погибает. Сестра Уота Кыыс Кыскыйдаан (Анегина Дьяконова) в гневе умерщвляет Туйаарыму, а душу девушки передаёт чёрному ворону, уносящему её в чертоги чудовища-паука Ап-Чарая. Появляются богатыри племени айыы аймага, чтобы спасти Туйаарыму. Но в схватке с воинами Нижнего мира они попадают в колдовские сети Ап-Чарая и застывают в бессилии.
Вестники Сорук Боллуры (Григорий Петров, Николай Ефимов, Александр Донской) призывают божеств обратиться к могущественному богатырю Верхнего мира Ньургун Боотуру (Александр Емельянов). Ньургун возмущён злодеяниями Уота. Чтобы спасти Средний мира от насилия, чинимого злобными силами Нижнего мира, Ньургун врывается в Нижний мир и воскрешает Юрюна живительной водой. Затем отправляет его с телом Туйаарымы в Средний мир, а сам устремляется на поиски души девушки в Нижнем мире, где убивает Уота и его сестру. Дальнейший путь его – во владения Ап-Чарая, где хранится душа Туйаарымы, – смертельно опасен. В этом путешествии он попадает в другие пространства, параллельные миры, проходит через века и эпохи, встречая различные ушедшие цивилизации, преодолевая исторические и космические катаклизмы. Ньургун Боотур как родоначальник новой идеи, которая объединит мир, становится символом вековой надежды на явление спасителя народов.
Ньургун освобождает пленных богатырей Среднего мира, и они сообща одолевают Ап-Чарая и его воинов. Под возгласы одобрения жителей Среднего мира там появляется Ньургун и посылает Юрюна к небесам, чтобы юноша взял спасённую душу Туйаарымы, сияющую в лучах восходящего солнца. Юрюн вдыхает жизнь в уста невесты. Ко всеобщему ликованию, она оживает и прерванный свадебный обряд продолжается. Весь народ айыы аймага поёт гимн Солнцу и благословляет подвиг во имя спасения души, жизни и красоты.
Спектакль артистов из Якутии – невероятно красивый. На сцене много света (художник по свету – Сергей Шевченко), золотых красок, этнографических деталей (например, юрта), роскошных и разнообразных костюмов (и богатырей, и пауков, и птиц, и невесты, и народа Среднего мира, и других; художник по костюмам – Сардана Федотова), необычного реквизита: оружие, предметы быта. Крупномасштабный, густонаселённый спектакль удачно вписался в гигантские размеры Новой сцены Мариинского театра (интересно, какого же размера сцена Театра оперы и балета Якутии, если там осуществили такую грандиозную постановку ?). Певцы-солисты прекрасно справлялись со своими непростыми партиями, при этом много двигались по сцене. Мощно и слаженно пел хор (хормейстер – Октябрина Птицына). Обилие ярких танцев (балетмейстер-постановщик – Екатерина Тайшина) украсило постановку. В музыке оперы слышны как якутские мелодии, звуки народных инструментов, так и привычные образцы оперной композиции: арии, дуэты, ансамбли, хор. В ней прослеживаются и героические начала, и лирические напевы, и полные тревоги песнопения, и победное ликование. Не могу сказать, что музыка «Ньургун Боотур» запоминается сходу, как, например, мелодии из «Травиаты» или «Аиды», но слушать её и вслушиваться в неё интересно.
«Ньургун Боотур» – комбинированное представление: опера, балет, национальные танцы и горловое пение, – даже не три, а четыре в одном. И всё это крупно, ярко, звучно. Публика оценила необычный спектакль и наградила его бурными овациями.
Людмила ЛАВРОВА
Фото предоставлено Пресс-службой Мариинского театра
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться