С 7 по 10 ноября в столице Азербайджана прошел Международный научный семинар «Наскальная культура: миф, художество, мир». В нем приняли активное участие 42 ученых из России, Азербайджана, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и других стран СНГ. Инициаторами и организаторами этого важного для научного и культурного мира события стали Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств–участников СНГ и Национальная Академия наук Азербайджана (НАНА).

 

Фото 1.jpgТрадиции кавказского гостеприимства и четкая продуманность организации мероприятия ощущались уже сразу по прилету. Встретив гостей у самого трапа, немедленно позаботившись о комфортном прохождении досмотра, горячем чае и скором ужине, организаторы сопровождали их на всем пути, готовые прийти на помощь при любой возникшей сложности.

Утром 8 ноября в Фундаментальной научной библиотеке НАНА состоялось торжественное открытие Международного Семинара. Основным языком конференции стал русский. Новый президент НАНА академик Рамиз Мехтиев напомнил о том, что уже складывается традиция проведения семинаров, посвященных научной и культурной проблематике. Особенно резонансной стала прошедшая в ноябре 2018 в Баку и в Дубне конференция «Физика и лирика». Значимость темы данного семинара точно и поэтично сформулировал вице-президент НАНА, директор Института литературы имени Низами Гянджеви, академик Иса Габиббейли: «Наскальные культуры – караванный путь человечества». Вице-президент Академии наук Таджикистана Кароматулло Олимов напомнил: «Наука и культура не могут существовать в республиках бывшего Союза по отдельности, всем необходимо тесно сотрудничать». Ярко и убедительно прозвучал доклад со слайдами Анастасии Костюкевич из Беларуси, на тему «Священные камни Белой Руси», где прослеживались торговые связи Полоцкого княжества и региона вокруг нынешнего Баку.

Далее, как река на несколько глубоких рукавов, общий семинар разделился на три параллельные сессии: «Следы истории и рисунки», «Сюжеты и пиктограммы», «Мировой опыт и реальности Азербайджана». Все доклады были значимы и по-своему интересны. Отмечу выступления доцента Людмилы Ставской из Кыргызстана о влиянии петроглифов на киргизский орнамент, директора Института истории и международных отношений Кемеровского госуниверситета, доктора филологических наук, профессора Ольги Советовой о мире нереальных наскальных образов Минусинской котловины, профессора Университета МГИМО МИД РФ и председателя Московского отделения Союза писателей Азербайджана Абузара Багирова о роли гор, скал и наскальных рисунков в произведениях Низами Гянджеви.

Фото2.JPGНуржан Нарынбаева рассказала об изображениях тотемных животных и семантике мифологем, а Бекбол Нурмуханбетов провел яркую артистичную презентацию опыта использования волонтёров в археологии Казахстана. Светлана Ананьева обнаружила тайные связи петроглифов и современной литературы Казахстана; Валерий Кольченко рассказал об открытиях новых петроглифов в Кыргызстане; а доктор исторических наук, профессор Наджаф Мусеибли провел аналогии изображениям Гямигая в ближневосточной материальной культуре. Россию представили известные археологи Надежда Лобанова, поведавшая слушателям о мире образов в наскальном искусстве Карелии, и Максим Меньшиков, который рассказал о находке гигантской каменной стелы в виде волка в окрестностях Сочи. А доклад ведущего научного сотрудника Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского отделения РАН, доктора филологических наук Алексея Арзамазова о поэзии народов России в начале XXI века вызвал оживленное обсуждение среди участников семинара.

Наряду с интереснейшими докладами о наскальном искусстве, в основном здании НАНА, в Институте литературы имени Низами Гянджеви состоялась презентация книги рассказов турецкого писателя и преподавателя литературы стамбульского университета Бахтияра Аслана «Время трех скорпионов», написанной в сюрреалистическом ключе. Однако уместить происходившее в привычное слово «презентация» никак нельзя. Это была тщательно подготовленная научная конференция с яркими выступлениями на азербайджанском, и русском языках. В них были разобраны самые разные аспекты творчества Бахтияра Аслана: фольклорные, мифологические, модернистские. По итогам мероприятия будет издан двуязычный сборник. Ведущим конференции и вдохновителем столь оригинального формата обсуждения также стал академик Иса Габиббейли. Кстати, на этом мероприятии ему были вручены диплом и медаль об избрании его академиком Академии Чингиза Айтматова в Кыргызстане.

Фото 3.JPGНа следующий день состоялась экскурсия в известный историко-художественный археологический заповедник Гобустан, являющийся Всемирным культурным наследием ЮНЕСКО с 2007 года. На входе расположен интерактивный музей, несколько лет назад признанный лучшим в Европе. На скалах Гобустана найдено свыше 6800 петроглифов, созданных со времён мезолита до раннего Средневековья, расположенных на территории площадью 3096 гектаров. Это уникальная возможность прикоснуться к многотысячелетней истории не только Азербайджана, но и всего человечества, которая здесь находится на расстоянии вытянутой руки.

На улицах города мы часто с некоторым удивлением слышали русскую речь. «В Баку русский язык всегда был в почете и, к счастью, таковым остается по сей день», – пояснил профессор Абузар Багиров. Люди здесь готовы пойти навстречу с максимальным радушием и гостеприимством. От каждого дня осталось ощущение насыщенной и при этом размеренной не суетливой жизни, теплоты и внутреннего спокойствия. Как признавались местные участники семинара, когда русскую культуру искусственно насаждали, то ей сопротивлялись, а сейчас напротив – интерес и тяготение к ней гораздо сильнее.

Баку – старинный и динамично развивающийся город, который стремится достичь гармонии. Очень рассчитываем на продолжение сотрудничества во всех сферах и, прежде всего, в научной и культурной. Потому что вернуться сюда ещё не раз захотелось всем участникам успешно прошедшего научного семинара.

 

Александр ЕВСЮКОВ, Москва – Баку – Москва

 

Фото 1 – общее в холле Фундаментальной научной библиотеки НАНА, фото 2 – открытие Научного семинара, фото 3 – Вице президент НАНА Иса Габиббейли с вступительным словом.