Поэзия восторжествует
Валентин Нервин

Нервин В.М. «Раз и навсегда». Книга новых стихотворений. – Воронеж, Издательский дом ВГУ, 2020. – 142 с.

 

Стихи (или рифмованные тексты) издаются сейчас, хоть и микроскопическими тиражами, но достаточно часто, ведь число пишущих, если и не растет год от года, то остается стабильно высоким. Но далеко не всегда подобная аудио-ритмически организованная речь относится к поэзии. Вообще, о поэзии продолжает появляться немало статей, авторы которых сетуют на общее снижение уровня версификации, на теряющуюся связь поколений, отход от традиций классического стихосложения, трудные и порой озадачивающие поиски новой формы, порой проявляющиеся в частичной (или полной) утрате содержания…

Все это интересно и злободневно, но не имеет никакого отношения к творчеству поэта Валентина Нервина, которого совершенно справедливо как-то назвали одним из лучших современных авторов. Как раз в его поэзии счастливо сочетаются и форма с содержанием, и традиции классики с современным звучанием, да и связь поколений прослеживается и прямо, и косвенно:

 

Пушкин…

Какие еще имена

символизируют наше гражданство? –

он остается на все времена

в координатах иного пространства.

Как ни пытайся добраться туда,

как ни заламывай пальцы до хруста,

в русской поэзии будет всегда

место, которое свято, но пусто.

 

О гениальном Пушкине Валентин Нервин пишет не в первый раз. На одном из литературных фестивалей «Славянские традиции» его стихотворение, посвященное памяти великого поэта, было признано лучшим:

 

По дороге на Черную речку

начались Окаянные дни.

Не гаси поминальную свечку,

заодно и меня помяни.

От Воронежа до Магадана,

дорогая Отчизна, пора

помянуть Александра, Ивана,

Михаила, Бориса, Петра…

Мы хлебнули из пушкинской кружки

и до срока сошли в Интернет.

Александр Сергеевич Пушкин –

замечательный русский поэт.

 

Связь времен и поколений, наследование традиций заметны не только в пушкинской теме. Очень интересно сравнить два стихотворения о комнате смеха и кривых зеркалах, в которых отражается жизнь, написанных в разные времена Нервиным и незабываемым Александром Межировым…  

 

На фоне большого успеха

и резкого роста продаж,

я вспомнил о комнате смеха,

которая вышла в тираж.

Былая реальность избыта –

живем и не паримся, но

в зеркальной поверхности быта

реальное искажено.

Умельцы зеркального цеха

шлифуют астральный прогноз,

поэтому комната смеха

становится комнатой слез.

(Валентин Нервин)

 

В жизни парка наметилась веха,

та, которую век предрекал:

ремонтируем комнату смеха,

выпрямляем поверхность зеркал.

Нам ошибки вскрывать не впервые,

мы, позорному смеху назло,

зеркала выпрямляем кривые,

ставим в рамы прямое стекло.

Пусть не слишком толпа веселится,

перестанет бессмысленно ржать –

современников доблестных лица

никому не дадим искажать!

(Александр Межиров)

 

Стихи, близкие по уровню таланта, отличаются отражением времени, в которое написаны. Увы, оно не стало веселее. Тем не менее, «живем и не паримся», и «современников доблестных лица», хоть и искажаются, но таков стиль жизни, где искажение становится нормой. Где вранье воспринимается, как правда, где главное – обсмеять, переспорить, где злорадство считается доблестью, а мстительность – геройством. Время кривых зеркал. Лучше, чем поэт, не скажешь. Продолжая тему о наследовании традиций русской литературной классики, хочу процитировать ещё два отрывка из стихотворений Валентина Нервина, включенных в книгу «Раз и навсегда». И то, что Нервин, вспоминая великие фамилии гениев, а также несчастную судьбу их героев, тем не менее, пишет о грядущем торжестве поэзии, внушает оптимизм:

 

Российская провинция в классическом синдроме:

сегодня ей столичные дела не по плечу,

хотя на каждой паперти и в каждом гастрономе –

герои Достоевского. Про Гоголя молчу.

Хотя бы за Тургенева не худо разобраться:

по недоразумению, который век подряд,

тургеневские барышни стыдливо матерятся,

Инсаровы спиваются, Базаровы хандрят.

 

Четкость и отточенность слога Валентина Нервина, его логическая ясность и афористичность формулировок выдают в нем выпускника математической школы и отнюдь не филологического, а экономического факультета университета. Что ж, как сказал классик, «математика еще никому не помешала». Наоборот, аналитическое мышление, стремление к порядку в структурных взаимосвязях, к гармонии и пропорциональности произведения – всё это делает поэтический талант ещё более многогранным, помогая находить наиболее точные и выверенные формулировки для самовыражения.

 

Я судьбу не выбираю – на семь бед один ответ.

А что ходим мы по краю, знает каждый не поэт.

Это время цвета хаки – даже Бога не слыхать.

…кулаками после драки будут ангелы махать…


На одном из творческих вечеров у Нервина спросили: «О чем Ваши стихи?» Он ответил: «О жизни». Ответ точный, несмотря на то, что общий и всеобъемлющий. О чем еще должен писать поэт? Ведь все, что происходит с ним и окружающим миром – это жизнь. Его, поколения, страны, семьи. И в ней – любовь или ее отсутствие, мир или война (что характерно для всех времен), взлеты или падения (бывают и часто), все, что волнует и тревожит. И что проявляется в стихах, ведь они (если написаны от души) – самый искренний вид литературного искусства. Стихи Валентина Нервина, представленные в книге «Раз и навсегда» (да и в других книгах, журнальных или интернет-подборках), предстают перед читателями, как собеседники. Честные, ироничные, иногда грустные, чаще (невзирая ни на что) веселые, и за это автору отдельная благодарность. Настоящие стихи – это всегда позиция, откровенная и бескомпромиссная, которая отражается в судьбе не только радостью и весельем, но и горестными переживаниями, тревогами и сомнениями:

 

Со стихами из горла и слезами наготове,

разве Родина могла удержать на полуслове?

…Рифмовали вопреки, выпивали понемногу,

но по лезвию строки погуляли, слава богу!

 

Жизнь и поэзия нерасторжимы. Что и доказывает своими стихами и книгами замечательный поэт Валентин Нервин. Раз и навсегда.

 

Владимир СПЕКТОР