Постапокалипсис, но не страшилка

Дмитрий Глуховский, создатель постапокалиптической вселенной «Метро», шагнул в сторону принципиально нового для нашей страны литературного жанра – аудиосериал. Новый роман автора «Пост» доступен поклонникам его творчества только в аудиоверсии – Глуховский сам читает свой текст.


После короткой и жестокой войны, во время которой было применено секретное оружие, от старой России осталась лишь небольшая часть, восточная граница которой проходит по Ярославлю. Рядом с последним уцелевшим мостом через загрязненную токсичными отходами Волгу находится пограничный Пост – крепость на территории бывшего шинного завода, в которой живут немногие выжившие ярославцы. Ни разу после Распада никто не пересекал мост, но все меняется в один день: над Постом нависает непонятная и призрачная угроза.

Поклонники книг «Метро» поначалу могут проследить очевидные аналогии с уже полюбившейся вселенной: главный герой – молодой парень Егор, приемный сын коменданта Поста. Однако на сходстве с «метрошным» Артемом сходство в произведениях заканчивается.

«Пост» рассказывает принципиально другую историю. Предшествовавшая событиям война, судя по всему, была гражданской – западная часть страны воевала с восточной. Результатом этого противостояния стали загрязненные земли, отравленные воды рек и неизвестность – за все время после Распада на единственную переправу между западом и востоком не ступала нога человека.

Глуховский не пытается испугать нас постапокалиптическими пейзажами, холодок по коже у слушателя проходит по другой причине. Самое страшное после конца света – это жизнь. Скучная, однообразная, унылая, безрадостная. Люди, откатившиеся из-за войны на многие годы назад в плане прогресса, оказываются заложниками городов-крепостей вдоль железной дороги. Все их существование бессмысленно. Как и до Распада, они мечтают уехать в Москву – яркую столицу, в которой, если верить рассказам, есть и медицина, и еда, и рестораны. Но места простым смертным там нет...

В «Посте» гиперболизирована модель нашей страны, которая существует сейчас: заманчивый образ столицы – города-солнца, унылая и беспросветная тоска близлежащих городков и полная оторванность от территорий чуть восточней Волги. Заброшенные и нужные только ради ресурсов, они еще покажут, на что способны…

Как и в случае с «Метро» Глуховский создает не просто роман – он создает вселенную. Теперь это мир беспросветной тоски отравленной людьми земли. Автор заставляет слушателя глубоко погружаться в трясину зараженной ядерными отходами почвы. Словной мерзкая, токсичная грязь затягивает нас сюжет книги. А выразительное, прочувствованное чтение самого Глуховского лишь дополняет эффект. «Пост» доказал, что он может не только создавать персонажей, но и озвучивать их.

Дополняется вселенная и специально созданным под проект сайтом – шикарные постапокалиптические иллюстрации с музыкой на заднем плане воссоздают для нас картинку мира «Поста». Возможно, лучше посмотреть их уже после прослушивания книги, чтобы для начала самому представить все описанное Глуховским.

«Пост» – это не страшилка, хотя умение писателя нагонять жути известно еще со времен «Метро». Это скорее предостережение для людей, попытка показать нам: что бывает, если заиграться в войну. «Пост» – одна из реалистичных постапокалиптических книг, призывающих нас задуматься о том, что мы делаем. «Таких книг много было до Распада. Видимо, люди уже что-то предчувствовали».

 

Лада БАСНИНА