Цирк на Суре
Картина Ильи Шадчнева. «Первое представление братьев Никитиных». г. Пенза, 1999 год. Холст, масло, 60×120

          Цирк – последнее прибежище чистого искусства.

                                     Франсуа Мориак

 

Пенза – жемчужина России как в литературном, так и в культурном пространстве. Много литераторов, художников, музыкантов, театралов и других личностей вырастила и воспитала сурская земля. Но сейчас хочется рассказать о том, что все мы любили в детстве, да, собственно говоря, любим и по сей день.

25 декабря уходящего года исполняется 147 лет со дня рождения русского цирка. И это событие произошло не в столицах, а именно в Пензе. Первый русский национальный цирк в России появился в Пензе, на берегу реки Суры в декабре 1873 года, а основателями и прародителями циркового искусства в России являются уроженцы Саратовской губернии братья Никитины: Дмитрий Александрович (1835-1918), Аким Александрович (1843-1917) и Петр Александрович (1846-1921).

 

История одного цирка

С давних пор по городам и селам Российской империи с одной ярмарки на другую – в одиночку и целыми семьями – кочевали увеселители простого народа. К ним относились силачи, акробаты, шпагоглотатели, фокусники, дрессировщики и, конечно же, острые на язык скоморохи. От тех скоморохов тянутся незримые нити к артистам современного цирка – музыкантам-эксцентрикам, эквилибристам, коверным клоунам. Представления в те незапамятные времена давались непосредственно на улицах. Собственного цирка в России еще не было, и поэтому большинство артистов находилось в руках иностранных антрепренеров. 

Цирк Ченизелли.jpgНе слишком привечали русских артистов в тех цирках, которые появились в конце 19-го века в обеих столицах и в крупных городах, открываемых понаехавшими в Россию иностранцами – такими, как итальянец Чинизелли, французы братья Годфруа, немец Вильгельм Сур. Артисты в них соответственно тоже были заграничные, редкие же русские, которых принимали в ту или иную труппу, вынуждены были брать в качестве артистических псевдонимов иностранные фамилии.

Бродячим артистом стал и Александр Никитин, крепостной саратовского помещика. Отпущенный по оброку на отхожий промысел, он едва собирал на пропитание семьи, играл с рассвета и до заката на шарманках во дворах и скверах Саратова. Из нищеты стали выбираться, когда подросли сыновья Дмитрий, Аким и Петр. Сыновья шарманщика оказались, можно сказать, потомственными артистами, и принялись «газировать». Любимым местом выступлений у них были оживленные набережные. Под музыку отцовской шарманки Дмитрий играл гирями, демонстрируя свою силу, Петр на расстеленном ковре показывал акробатические этюды, а Аким выступал в роли клоуна: шутя и балагуря, громко зазывал публику на зрелища.

 

1873 год

Случилось так, что на сезон 1873 года Никитиных ангажировал в свой цирк австриец Эмануэль Беранек. Братья впервые выступали на манеже. Но дела у Беранека складывались печально: погрязший в долгах, он решил продать свое имущество и лошадей… и предложил купить свой цирк братьями Никитиным.

И это случилось: 5-го декабря 1873 года в уездном городе Кузнецке Саратовской губернии (ныне Пензенская область) состоялась продажа цирка, где четким каллиграфическим почерком нотариус Н.М.Амосов пишет на большом листе гербовой бумаги следующий текст: «Австрийский подданный Эмануэль Беранек и саратовский мещанин Аким Александрович Никитин…», «Продаю принадлежащее мне заведение цирка, состоящее из лошадей, фургона, шапито, костюмов и прочих принадлежностей, относящихся до сего заведения…»

Приехали братья Никитины в Пензу за шесть дней до рождественской ярмарки, где и собирались продемонстрировать свое искусство. Но, к их разочарованию, земельные участки под ярмарку были уже распроданы. И тогда в отчаянии Аким Никитин побрел к реке. Он увидел, что через реку переправляются люди и подводы – лед крепок. И ему и пришло озарение: надо становить цирк на льду! Он отправился в городскую Управу, как говорится, «дать на лапу» нужному чиновнику, и получил разрешение ставить цирк.

На льду Суры, напротив того места, где сейчас возвышается обелиск «Росток» (в то время улица Славы была частью Сенной площади), был водружен шатер, который и стал первым русским стационарным цирком. То есть постоянным, не передвижным, осевшим на месте.

Фундамента у цирка не было, стоял он «на времянке». На лед по кругу были уложены снопы, а в сам лед братья вморозили специальные шесты, обтянутые брезентом. На фронтоне появилась надпись «Русский цирк братьев Никитиных» – красными буквами на золотистом фоне. Был приглашен священник из ближайшего прихода для освящения нового заведения.

Один из старейших артистов цирка, режиссер и литератор Рудольф Славский так описал этот момент: «Много возведет Аким Никитин цирковых зданий потом, больших и дорогостоящих, но никогда не повторится это глубокое волнение, этот испытанный им теперь благоговейный трепет, будто наклонился над колыбелью желанного ребенка»…

Бытует мнение, что, поскольку купчая крепость была подписана в Кузнецке, то, значит, и этот город и является родиной русского цирка. Но так как первые свои выступления в обретенном цирке братья устроили в Пензе, спорить тут не о чем.

Борцы на арене цирка.jpgВ 1876 году братьями был открыт цирк в Саратове, а в последующие годы в таких городах, как Киев, Казань, Астрахань, Баку, Симбирск и в других городах Российской Империи. А в 1911 году в Москве по проекту Богдана Нилуса и Антона Гуржиенко было построено фундаментальное здание цирка на Триумфальной площади (Большая Садовая улица), имевшее вращающийся и опускающийся манеж, а также устройство для водяных пантомим. Аким Александрович был его бессменным директором вплоть до своей смерти в 1917 году. Сейчас в этом здании находится Московский академический театр сатиры.

 

Известный антрепренер

Пройдет 33 года, и в Пензе инициатором и создателем цирковых представлений станет, великолепный антрепренёр Альберт Вильгельмович Сур (1863-1919). Он был великолепным наездником, выступал в различных жанрах конного цирка. После получения травмы работал как дрессировщик лошадей.

Сур выстроит зимнее деревянное здание цирка, но, к сожалению, оно будет разрушено во время Гражданской войны. Более подробно об Альберте Суре, о его характере, взаимоотношениях с родными и коллегами можно прочитать в рассказе А. И. Куприна «Ольга Сур».

После 1917 года актеры, жонглеры, акробаты и другие артисты, выступали в Пензе, но уже в легких шапито или временных постройках.

  

Многое изменилось…

В 1933 году инициаторами постройки нового здания цирка с названием «Красногвардеец» выступило общество красных партизан. Спустя два десятилетия это здание было снесено. Последующие годы артисты выступали на манеже летнего цирка-шапито.

Однако в 1965 году свои двери для зрителей открыло новое здание цирка, которое было рассчитано на тысячу четыреста мест.

На арене пензенского цирка блистали именитые поколения Дуровых, Кио, Кантемировых, Волжанские, Запашные, «солнечный клоун» Олег Попов, Юрий Никулин и другие именитые народные артисты СССР и России.

В 1973 году, в связи со 100-летием первого русского цирка и за заслуги в деле развития циркового искусства пензенский цирк был награжден орденом «Знак Почета». Таким образом, пензенский цирк стал четвертым орденоносным цирком из 75 цирков СССР. На данный момент, цирк носит название Пензенский государственный цирк имени народной артистки РСФСР Терезы Дуровой.

Обновленный цирк. Ноябрь 2020 года.jpgС лета 2011 года началась реконструкция цирка. Зимой 2012 года прежнее здание было демонтировано полностью. Как и всегда, в этом проекте было задействовано много людей, которые, к сожалению, не всегда добросовестно относились к своим обязанностям. Здание современного цирка утратило свое былое величие. Оно стало больше похожим на какой-то современный торговый центр, или даже на автомобильную парковку. Здание, которое было построено в 60-х годах 20-го столетия, превосходно сочеталось с архитектурным ансамблем города.

По состоянию на ноябрь 2020 года в новом здании пензенского цирка подходят к завершению ремонтно-реставрационные работы. Остается надеяться, что в скором времени цирк распахнет свои двери для жителей и гостей сурского края.

 

Антон ХРУЛЕВ,

журналист, сотрудник Фонда содействия развитию русской культуры