Все краски Теночтитлана

В Московском театре оперетты состоялась премьера мюзикла «Дочь Монтесумы» по одноименному роману Генри Райдера Хаггарда. На сцене «воскресло» племя ацтеков.

 

Московский театр оперетты не перестает удивлять. На сей раз тема нового мюзикла – завоевание Мексики испанцами. Идея создания спектакля на эту тему родилась у директора театра Владимира Тартаковского. Он поделился ею с заслуженной артисткой России Жанной Жердер (автор либретто и режиссер) и композитором Романом Игнатьевым – автором музыки к мюзиклам «Монте-Кристо», «Граф Орлов» и «Анна Каренина». Все сложилось, и на свет появился новый мюзикл – это первое сценическое воплощение романа.

Если в драматических постановках все чаще можно наблюдать самые невероятные превращения классики в китчевые шоу, имеющие мало общего с первоисточником, то в мюзиклах авторы стараются сохранить не только его сюжет, но и атмосферу. В спектакле «Дочь Монтесумы» с первых же звуков, уносящих в воспоминания главного героя, а затем с постепенным вступлением всего оркестра мы погружаемся в эпоху конкисты. Стилизованные декорации и интересные костюмы, пластика артистов и «индейские» (и не только) танцы (балетмейстер Игорь Маклов) усиливают впечатление и материализуют стихию романа Хаггарда.

Спектакль получился яркий, интересный, захватывающий с первой минуты и пролетающий на одном дыхании, несмотря на обилие событий (авторы сумели «проиллюстрировать» с небольшими отклонениями чуть не весь роман!). Художник Владимир Арефьев создал видеоряд по настоящим фрескам ацтеков. Перемещающиеся колонны с двумя сторонами: «каменной» европейской и цветной мира ацтеков – отражают столкновение двух цивилизаций. Их меняющееся расположение с добавлением световых эффектов и изображений на заднем плане создает соответствующие действию картины, переносящие нас от берегов Англии в Севилью, «болтающие» в шторме на корабле и наконец расцвечивающиеся феерией красок Теночтитлана. Очень способствует восприятию музыка с характерными для каждого места действия интонациями, подчеркивающая то состояние героев, то атмосферу момента. Сменяющиеся эффектные сцены танцев и боёв, нежные лирические и драматические держат внимание и заставляют сопереживать.

Повествование ведется от лица постаревшего Томаса Вингфилда (Артем Маковский), который «передает эстафету» своему молодому «я» (Владислав Токарев). Трудно сказать, какая тема тут главная – мести за Луису (Светлана Криницкая), убитую отвергнутым ею Хуаном де Гарсиа (Василий Ремчуков), завоевания Кортесом (Константин Ужва) Мексики или тема любви. В отличие от романа в мюзикле любовная линия смещена – если в романе Томас проносит любовь к Лили через все испытания, даже волею обстоятельств соединив судьбу с прекрасной Отоми, то в мюзикле чувства к Отоми (Анастасия Карханова) затмевают его любовь к невесте (Дарья Январина) и не совсем понятно, как дальше сложилась судьба Лили. Это, наверное, единственный момент, вызывающий вопрос.

Артисты хорошо подобраны и играют с увлечением, ведь материал очень интересный! А солист театра Иван Викулов, обладатель удивительно красивого, тёплого, богатого бархатными обертонами баритона, в день премьеры отметил свой 40-й день рождения. В его репертуаре такие разноплановые роли, как, например, Тони в оперетте «Мистер Икс» и Дож в мюзикле «Ромео vs Джульетта ХХ лет спустя», и в каждой он настолько естествен, что безоговорочно веришь его персонажам. И вот новые краски – обуреваемый противоречивыми чувствами отец Томаса Джефф...

Особенно хочется отметить хор и балет театра, создающие яркий колорит происходящих событий. И конечно, оркестр – можно сказать, душа всего действа (музыкальный руководитель и дирижёр Константин Хватынец).

В наше напряженное время Московский театр оперетты – тот островок удовольствия, где содержание облечено в красивую, радующую слух и глаз форму и где можно расслабиться и получить положительные эмоции, так необходимые особенно сейчас. А новый мюзикл напоминает нам: несмотря ни на что, «миром правит любовь».

 

Екатерина СМИРНОВА