Поэзия превыше всего
Фото: festivaldepoesiademedellin.org

С 1 августа по 10 октября 2020 онлайн состоялось важнейшее мировое поэтическое событие – 30-ый международный поэтический фестиваль в Медельине (Колумбия), в котором приняли участие 200 поэтов из 103 стран мира.

Внизу приведены статьи основателя фестиваля, поэта, лауреата альтернативной Нобелевской премии «За достойный образ жизни» Фернандо Рендона и поэта, основателя международного поэтического фестиваля в Кембридже Ричарда Беренгартена о сути и значении поэзии.

Думаю, что всем, кто интересуется состоянием мировой поэзии, эти размышления будут интересны!

Вадим ТЕРЕХИН

 

 

 

Fernando_Rendon.JPGФернандо РЕНДОН 

70 ДНЕЙ ПОЭЗИИ НА ВЕРШИНЕ МИРА (перевод Вадима Терехина)

(Три десятилетия Международного поэтического фестиваля в Медельине, Колумбия)

 

Поэзия против террора

На протяжении более чем двух столетий Колумбия переживала бесконечные периоды террора: гражданские войны, геноцид, массовые убийства, целенаправленное уничтожение политических противников, насильственные экспроприации и перемещение миллионов людей, огромная концентрация власти в руках меньшинства. Эти события отмечены чередой тоталитарных масок. Поколения избранных семей стали хозяевами государства, смазывая его военную машину против людей, которые сопротивляются, подвергая их экстремальным условиям и обрекая на бедность, нищету, неграмотность, хроническую безработицу и антисанитарию. Такое, к сожалению, происходит во многих странах. Зло универсально, хотя и исправимо. За последние полвека река времени унесла с собой миллион погибших. Социальное разложение – следствие несправедливой системы, находящейся в вечном процессе распада, привело к тому, что наркотрафик проник в государство и подорвал его. Так происходило в Медельине в 1991 году, когда мафия бомбила и уничтожала город. Но в то же время в Медельине был основан Международный фестиваль поэзии. И война продолжается.

Поэзия рождается из уст безмолвных посреди пожара; она показывает боль оскорбленных и обездоленных людей. Поэтическое движение, зародившееся в Медельине, является ответом на местный и всеобщий террор. Поэзия призывает выйти на улицы и площади в массовом порядке, чтобы послушать стихи и песни, слагаемые и звучащие повсюду на земле, отмечая, что мир един: люди – братья, пытки и страдания глобальны, и поэзия, которая способствует мобилизации людей, это также лекарство, смягчающеегоре и страдания. Поэзия – это тайное растение духа, распространяющееся по проспектам, в открытых и закрытых пространствах, а сегодня и на обширных территориях цифровой вселенной. Как сказал английский поэт Ричард Беренгартен в своем тексте «Соберись и соединись»: «Медельин подтвердил, что поэзия, как нечто глубоко укорененное в воображении, является ключевым элементом человеческой свободы».

 

Поэзия – это выражение универсального закона

Природа управляется законами. Поэзия – это выражение Вселенной, времен года, стихий и форм жизни. Она погружена в бесконечные проявления всех живых существ. Первобытные общины руководствовались поэзией, которая до сих пор жива в песнях и танцах наших предков, в народной медицине и рудиментарных процедурах доисторического человека. Сердце поэзии бьется в людях и среди народов земли с момента ее возникновения. Сохранились их самобытные традиции и легенды. Древо мифической поэзии предлагает нам свои плоды для будущего. Почти 1700 поэтов из 175 стран приняли участие в Международном фестивале поэзии в Медельине за 30 лет его существования («поэзия – это инклюзивный центральный элемент в каждой культуре мира», Рихард Беренгартен). Поэты пели и читали свои стихи примерно на ста языках, сопровождая колумбийский народ в исходе его героического сопротивления, исполненные полной уверенности в поэтической справедливости и блеске истины. Поэзия показывает, что упорная борьба за победу света ведется в это время всюду под небом, которое обнимает народы, любящие мир и жизнь.

 

Невозможное свершилось

Первый Медельинский поэтический фестиваль был создан с почти несуществующими ресурсами, используя общественные телефонные будки, в баре, где группа друзей (которые просто появлялись из ниоткуда) встречалась в конце прошлого века, чтобы отпраздновать поэтическое братство и дух жизни, посреди оглушительного шума бомб и пуль. Он вырос в глуши беспомощной Медельинской жизни, среди отчаяния и горя, которые ощущались в стране и в мире. Он отказался унаследовать пораженческое смирение, пагубный нигилизм, шутовской скептицизм и соревновательный индивидуализм, тем самым приняв свой собственный принцип, основанный на мужестве встретить смерть с достоинством, чтобы помочь положить конец кампании унижения и уничтожения людей. С самого начала мы не верили в песни сирен рока, поскольку поэзия участвует в движении переупорядочивающих энергий, призванных сбросить маску хаоса. Как писал Сен-Джон Перс: «Неверно, что жизнь может отречься от себя». Поэтический язык основан на этой уверенности. Сновидение также расшифровывает все формы смерти и создает новые жизненные влечения. Смерть требует от жизни самоотречения и самопожертвования. Жизнь мудро расцветает на оплодотворенных полях смерти.

В течение трех десятилетий поэтическая жизнь кипела и набирала сил в Медельине. Фестиваль противостоял финансовым блокадам и официальным угрозам, судебному преследованию, антипропаганде со стороны средств массовой информации и давлению враждебных сил на жизнь и культуру. На мероприятиях выступило большинство величайших современных поэтов мира. В 2011 году в этом городе зародилось Всемирное поэтическое движение, призванное поощрять поэзию в человеческом духе, способствуя диалогу, слиянию поэтов и постепенному объединению современных поэтических проектов. Из этого орбитального эпицентра вынашивались десятки фестивалей со всех континентов.

В течение 2020 года, когда быт стал ограничен пандемией и государственные власти заперли нас в своих домах, в разгар жестокой и бурной человеческой истории, еще больше сокращающей продолжительность жизни, взаимная связь между поэтами мира была организована на самом высоком когда-либо до этого существующем уровне. Тысячи виртуальных поэтических костров зажглись во всех уголках планеты. Фестиваль отметил свои первые 30 лет беспрецедентной акцией: с 1 августа по 10 октября 200 поэтов из 103 стран провели 132 поэтических чтения и диалога, которые посмотрели 385 000 зрителей ("искусство для всех"). Фестиваль дал возможность услышать множество разноязычных голосов в своем единении! «Используя новейшие спутниковые интернет-технологии для организации сети мероприятий, открытых и доступных на глобальном уровне в течение 70 дней, Медельин эффективно транспонировал многие тысячи этих мечтаний и чаяний отдельных людей, древних и современных поэтов» (Ричард Беренгартен). Поэты наследуют и выражают память своих предков; они – зеркало душии ностальгии по человеческим достижениям. Невозможное исполняется, поэзия показывает свою работу.

 

Все стихии едины

Древняя анонимная поэзия – это часть мощной корневой системы. «Илиада» и «Одиссея» не были плодом воображения Гомера. Устная традиция, язык и история – это дело народов. Великая поэма написана миллионами существ. Эпос о Гильгамеше – первая эпическая поэма в литературе – это архаический голос мифических исследований многих народов. Гильгамеш искал водное растение («уршанаби», старый становится молодым*), чтобы избавиться от страха смерти. Он хотел стать бессмертным после того, как восемь дней оплакивал смерть своего брата Энкиду. Он нашел терновник в море, но змея вырвала его у него. Поэзия как выражение борьбы со смертью – это путь, который природа открывает людям, путь непобедимого братства, доказывающего действие закона общей судьбы, защищенного духом согласия и общим призванием к выживанию, против которого принимаются все риски. Все стихи взаимосвязаны, они дополняют друг друга, прообраз органического существа; они сотканы из снов и кошмаров всех времен, они – сумма всех надежд и жгучего желания преодолеть невзгоды. Старшее становится молодым, как земля и Вселенная, благодаря обновленной силе ее восприятия, языку и обновленному действию поэзии.

 

Поэзия – это голос предков и земли

Поэзия из Медельина прославила изначальную память и неисчерпаемый источник жизни. С момента своего основания фестиваль призывал прислушаться к голосам предков, к возможности защитить жизнь природы и планеты в центре народного собрания. Мы принадлежим земле. Жизнь снова расцветет. В городе больше не будет парков с маленькими домашними деревьями, освещенными обманчиво тусклыми огнями. В лесах разместятся новые города. Мы не будем владеть горами, долинами, реками и океанами. Мы должны быть рядом друг с другом, как родители и их дети. Мы призваны заботиться о жизни, потому что мы и есть жизнь. Поэзия – это язык существования; наши слова не могут отрицать нашу единственную судьбу. Легендарные традиции первобытных народов – это живая школа для человечества. Они научили нас заботиться о жизни всего сущего.

 

 

Richard_Berengarten .jpgРичард БЕРЕНГАРТЕН 

О СОБОРЕ И ОБЪЕДИНЕНИИ (перевод Вадима Терехина)

Двенадцать заявлений 30-го Международного фестиваля поэзии в Медельине Колумбия, 2020

 

1. Во время глобальной пандемии COVID международный поэтический фестиваль в Медельине стал беспрецедентным гуманитарным и культурным вызовом и тем самым установил новую планку достижений для всех других поэтических фестивалей в мире.

2. Современное движение международных поэтических фестивалей началось в начале 1960-х годов. В 2020 году, используя новейшие спутниковые технологии Интернета для организации сети глобально доступных поэтических мероприятий в течение более чем 70 дней, Медельинский фестиваль вывел всю концепцию и практику международного поэтического фестиваля на новый уровень вовлеченности, участия и достижений. В нем приняли участие более 200 поэтов из более чем 100 стран мира. Таким образом, Медельин эффективно воплотил многие тысячи мечтаний и стремлений отдельных поэтов на протяжении многих поколений, древних и современных, в коллективную, настоящую и живую реальность. Только эти факты говорят о том, почему участие в 30-м фестивале в 2020 году было очень трогательным и вдохновляющим опытом, но они указывают на скелет, а не на все тело живой реальности Медельинского фестиваля.

3. Быть человеком – значит учить, использовать (развертывать), проходить и передавать язык. Это означает не только жить в языке, быть обусловленным языком (прежде всего своим собственным родным языком), переживать, исследовать и понимать мир через язык и язык через мир, а также думать и выражать мысли и чувства других людей с помощью языка – но и наслаждаться, восхищаться языком. Поскольку поэзия укоренена и основана на языке, искусство поэзии является основным выражением и празднованием нашей человечности.

4. Сердцевина этого ядра объединяет радость в свободе и свободу в радости, как в выражении, так и в коммуникабельности движения. Сама жизнь – это движение. Инкорпорируя (воплощая) и разделяя (передавая, получая) эту двойную радость и свободу через язык, поэзия выходит за пределы чисто функционального (пешеходного) «использования» языка. Поэтому можно справедливо сказать, что поэзия – это язык в состоянии танца.

5. Таким образом, как и все другие подобные фестивали во всем мире, сосредоточив внимание на поэзии, Медельин празднует дух человечества. Более того, этот дух, воспетый в поэзии, не ограничивается самой поэзией. Укорененная в поэзии, ее энергия распространяется радиально, всеохватно и экспоненциально, чтобы приветствовать и охватить все живое и все аспекты жизни. Поэзия – это расцвет живого духа. «Поэзия, – писал Уильям Вордсворт, – «есть дыхание и тончайший дух всякого знания; это страстное выражение, которое есть на лице всякой науки» (предисловие к лирическим балладам). «Поэзия – это сам образ жизни, выраженный в ее вечной истине», – писал Перси Биши Шелли. Вся жизнь, вся наука, самый образ жизни, цветение – вот те качества, которые прославляет Медельин.

6. К тому, что сказали Вордсворт и Шелли, я добавляю, что дух поэзии по своей сути приветлив, гостеприимен, великодушен. Это последнее слово, великодушие, само по себе означает обладание большой душой. И это также подразумевает большое сердце и широкий, глубокий, щедрый и нежный дух. И поскольку тайны, которые предлагает поэзия, берут свое начало в великодушии, они по своей сути являются открытыми и всеобъемлющими. Всегда сразу же данные интимно и в то же время доступные для восприятия кем угодно – и когда бы они ни были даны, в прошлом и будущем или здесь и сейчас – стихи являются и воплощают подарки в обоих смыслах этого английского слова: присутствия и Дары. Дух поэзии протягивает открытую руку тому, кто охотно приближается к ней; и так же дух поэзии отвечает желанию. Дух Медельинского поэтического фестиваля радушен, гостеприимен и великодушен именно в этих смыслах и в этих отношениях: велик душой, велик сердцем, широк и глубок духом, отзывчив на желания. 

7. Далее, все это означает не только то, что Медельинский фестиваль инклюзивен, но и то, что инклюзивность, которую он воплощает и предлагает, постоянно расширяется и углубляется. Это, в свою очередь, означает, что к качеству, характеризующему и конкретизирующему Медельин, следует подходить и понимать не только с точки зрения его уже четко сформулированной, актуализированной, эксплицированной, присутствующей инклюзивности, но и с точки зрения масштаба, глобальности, амбициозности (широты и глубины), которые он приглашает, имплицирует и потенциально сохраняет для будущего – нашего и следующих поколений. Этот холдинг, кстати, является частью того, что ЮНЕСКО назвала нематериальным культурным наследием человечества. Она включает в себя сложное понятие и практику найма жилья, опеки, ухода, защиты, содержания в доверии. Французское слово maintenant, которое переводится на английский язык довольно прозаично, как и сейчас, освещает этот мотив: буквально оно означает «держать» (арендатор) в руке (главный). И, как уже было сказано (§6 выше), эта рука приветлива и открыта.

8. Более того, благодаря своей инклюзивности, сигнальное достижение Медельинского фестиваля на сегодняшний день состоит в том, чтобы продемонстрировать и подтвердить, что поэзия является ключевым элементом каждой культуры в мире, и что, хотя поэзия каждой отдельной культуры неотделима и уникальна, в конечном счете вся поэзия – это одна поэзия, и все стихи являются частью одной поэмы. Эта единственная поэма-песня человечества в природе и природы в человечестве, и она поется через воображение. Эту потенциальную и скрытую реальность, которую Октавио Пас (1914-1998), как и многие другие, утверждал на протяжении всего своего творчества, Медельинский фестиваль теперь сделал актуальной и явной:

Со времен палеолита поэзия была частью жизни всех человеческих обществ; не существует общества, которое не знало бы той или иной формы поэзии. Но хотя поэзия и была привязана к определенной почве и определенной истории, она всегда была открыта, в каждом своем проявлении, трансисторическому запредельному. Я не имею в виду религиозное запредельное. Я говорю о другой стороне реальности. Это восприятие является общим для всех людей во все времена: это опыт, который, как мне кажется, предшествует всем религиям и философиям. (Другой голос: эссе о современной поэзии 153-154; курсив добавлен)

Чтобы еще больше подчеркнуть значимость некоторых из этих выводов, присущих теории и практике инклюзивности, Медельин продемонстрировал, что поэзия – это искусство, которое принадлежит всем, всем людям, независимо от возраста, происхождения, пола, языка и всех других фактов и особенностей, которые нас индивидуализируют, а также тех, которые нас объединяют и разделяют, таких как Вера, этническая принадлежность, класс, доход, статус и т. д. Иными словами, Медельинский фестиваль поэзии убедительно показал, что сам дух поэзии предполагает, постулирует и защищает не только общность, но и общность всех людей, всей жизни, всей материи, всей энергии. Возможно, парадоксально, но это-инклюзивность, коллективно всеобъемлющая внутренняя сущность, которая, в сущности, не предполагает никакого «вне-себя». Она универсальна.

9. И возьмем еще один более ранний пункт, упомянутый в §4 выше в контексте жизни как движения: Медельин вновь подтвердил, что благодаря своей укорененности в индивидуальном человеческом воображении поэзия является ключевым элементом человеческой свободы – как, среди многих других, отстаивали великие английские поэты – романтики начала XIX века (например, Блейк, Байрон и Шелли); и что поэзия обязательно выступает против несправедливости и от имени угнетенных.

10. Таким образом, Медельин вновь подтвердил, что поэзия является важнейшим средством выражения самых прекрасных и благородных движений нашего времени и всех времен, включая защиту мира, порядочности, достоинства, самоуважения, уважения к другим, любви, равновесия, гармонии, взаимосвязанности и всех физических, психических, эмоциональных и духовных аспектов здоровья (haleness, wholeness) не только людей, но и всей жизни на земле. Таким образом, собрание Медельинского сообщества поэтов распространяется и охватывает всех поэтов и всех людей. Это собрание, которое является объединением.

11. В этом отношении одним из наиболее важных аспектов Медельинского фестиваля является поощрение детей и молодежи к написанию, чтению и слушанию стихов, а также к раскрытию потенциала их собственного восприимчивого и активного воображения. Включенные во все эти факторы, как утверждал английский и международный поэт Энтони Рудольф, «поэзия предполагает будущее, предполагает непрерывность» (вино из двух бокалов 45). Предполагать будущее означает не только отстаивать надежду на будущее, но и участвовать в действиях по защите будущего всей жизни на этой планете Земля.

12. Создание поэзии и отклик на нее предполагает бережное отношение к прошлому, настоящему и будущему. С точки зрения наследия, как материального, так и нематериального, защитное и проективное торжество поэзии в настоящем – это действие во имя будущего. Прошлое, настоящее и будущее вместе ценятся на Медельинском поэтическом фестивале.