От дубля к дублю

Интервью с Александром Миндадзе: «Паркет» — устремленная внутрь людей история

Заслуженный деятель искусств РСФСР, режиссер и сценарист Александр Миндадзе в беседе с ФАН рассказал о своем фильме «Паркет», вошедшем в программу «Восемь с половиной фильмов» Московского международного кинофестиваля.

«Очиститься от социальности»

— В этом фильме вы не похожи на себя. Так и задумывалось?

— Здесь я очень рад этому. На самом деле, в фильме все одето в одежду мелодрамы, какой-то мистической истории и какой-то жизни. Мне было очень важно очиститься от социальности, обратиться к течению времени и к тому, что ждет каждого человека — в смысле какого-то финала и желания жить дальше и желания быть таким, каким ты был в прошлом, желания страсти. Речь идет и об испытаниях вспышками этой страсти, уже, возможно, неуместной. Это история в каком-то смысле одаренности художника, его жизни, его конца.

Мне важнее было говорить об этом, я намеренно так решил, потому что картину можно было снять абсолютно как социальное кино: вот такой заброшенный, неизвестный, пьющий, больной человек получает приглашение, я оказываюсь у него в комнате, он живет один, он собирается, он начинает перед зеркалом делать упражнения, он начинает бриться, потом он садится в поезд, он одалживает у кого-то деньги, едет и попадает... Но я сознательно не стал этого делать, а просто сделал то, что сделал.

— Это не про российского человека, а как бы на уровне всего человечества, это такая задача была?

— Трудно сказать, что это была задача, но, если я формировал действие, не создавая экспозиции, не рассказывая, кто это, как они живут, в каких реалиях, советских или не советских, российских или не российских — значит, это и был мой замысел. Это более отвлеченная история, устремленная внутрь самих людей.

— После просмотра этого фильма встанет вопрос: а каков ответ художника — как жить дальше?

— Я вообще считаю, что искусство не дает ответа. Это же не учебник.

— Но оно может быть опорой?

— Можно искать какую-то опору в том, что люди бегут от реальности, пытаясь быть счастливыми в момент обращения к своему прошлому. Эта картина о том, как люди пытаются быть счастливыми — и становятся ими, когда танцуют.

«Режиссер играет на актерах, как на музыкальных инструментах»

— То, чего не говорят герои, они выражают в движениях. Насколько сложно было это сделать в кино, работая с актерами, а не с профессиональными танцорами?

— Вы знаете, я вам скажу одну простую вещь, совершенно закономерную: если актер одарен по-настоящему, если он не просто, как говорил Олег Борисович, «Петрушка» и «кушать подано», то работать с ним очень просто. Талантливые актеры считывают не только сценарный смысл, но и считывают себя. С настоящими, действительно одаренными актерами работать очень просто, они понимаю тебя с полуслова. Режиссер должен искать самого себя, от рисунка к рисунку, от дубля к дублю, но искать он должен при помощи актеров, играть на них, как на музыкальных инструментах.

— Вы рады что фильм стал фестивальным?

— Я давно участвую во всех фестивалях крупнейших, кое-где получал даже призы. Я хорошо это понимаю, все меняется, идет к коммерциализации. И это общий процесс, не только у нас. Мы становимся принадлежностью массовой культуры, соответственно, и запросы продюсерские лежат в области массовой культуры, развлечений. Это было всегда, но сейчас, конечно, усугубилось. Поэтому я отношусь к фестивалям, как бы сказать… не критически, но с пониманием, что называется, реальности.

Фестивалей не бывает плохих и хороших, они лишь отражают жизнь и запросы. Фестиваль — это единственный удачный случай, чтобы твою картину посмотрели люди, которые интересуются кино. И это очень важно, это очень хорошо. И то, что я здесь, в программе, это тоже очень хорошо.

— В фильме почти нет русских актеров. С чем это связано? С тем, что это копродукция?

— Нет-нет, я ничем никому не был обязан и никогда не продавал свои замыслы в какие-то сопродюсирования. Нет, это было связано с тем, что я очень долго искал, я здесь пробовал много артистов, я пробовал много артистов по всей Прибалтике, по всей Польше. И путем таких проб я остановился на этих людях, это был чисто творческий процесс.

— Ощущаете ли вы возраст, реализовывая свои творческие планы? Вообще ваше отношение к нему?

— Нет, конечно, не ощущаю. Отношение? Ничего хорошего нет в возрасте, лучше быть всегда молодым.

— А если ты все сделал к определенному возрасту, то ты можешь жить спокойно?

— Ну вот дело в том, что я-то далеко не все сделал, я не считаю, что я реализовался полностью и сделал все, что хотел. И это поддерживает во мне иллюзию, что я молодой человек.

— Какого зрителя вы ждете?

— Зрителя жду восприимчивого и не ждущего от кино развлечения.

Драма «Паркет», снятая в копродукции России, Великобритании и Польши, рассказывает о трех героях, которые встречаются на 25-летии танцевального клуба. Они не виделись много лет, но собираются повторить танго втроем, которое в молодости сделало их знаменитыми. Главные роли в драме исполнили польские актеры Агата Кулеша и Анджей Хыра, а также израильская актриса Евгения Додина.

Александр Миндадзе известен как автор сценариев к фильмам режиссера Вадима Абдрашитова «Остановился поезд», «Парад планет», «Слуга» и другим. Кроме того, он является режиссером картин «В субботу» и «Милый Ханс, дорогой Петр».

Ангелина Андреева


Медиагруппа «Патриот»