САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

«Сказка – ложь, да в ней намек…»

18.02.2020
«Сказка – ложь, да в ней намек…»	К 205-летию П.П.ЕРШОВА, создателя всеми любимого «Конька-Горбунка».
Размышления Ореста НИЦМАНА.

Сиротство и сыновство. Поражение и Победа

13.02.2020
Сиротство и сыновство. Поражение и Победа О влиянии войны на творчество Юрия КУЗНЕЦОВА рассуждает Елена ТРЕТЬЯКОВА.

Говорить просто, но о важном

05.02.2020
Говорить просто, но о важном Вышла новая книга повестей и рассказов Анастасии ЕРМАКОВОЙ «Окна с видом на МКАД».

Над разоренной голубятней

16.02.2020
Над разоренной голубятней В стихи Павла ШАРОВА нужно не только вчитываться, но и вслушиваться.

Прогулки с Бродским

07.02.2020
Прогулки с Бродским «Литературная газета» публикует фрагменты из новой книги поэта и прозаика Вадима МЕСЯЦА «Дядя Джо. Роман с Бродским».

Люди у костра

01.02.2020
Люди у костра В стихах Алексея ПОЛУБОТЫ – простота, внимание к деталям и повышенный градус человечности.

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...

Беззакатное солнце «Гостиной»

17.02.2020
Беззакатное солнце «Гостиной» О литературно-художественном журнале (салоне) Веры ЗУБАРЕВОЙ рассказывает Марина КУДИМОВА.

Миг между прошлым и будущим, или Концерт 18+

15.02.2020
Миг между прошлым и будущим, или Концерт 18+ О «фаустовском» органном фестивале, с успехом прошедшем в Казани.

Аккомпанировать самой жизни

11.02.2020
Аккомпанировать самой жизни О романе Максима ЗАМШЕВА «Концертмейстер» размышляет Мария ЗАЛЕССКАЯ.
  1. Устраивают ли вас российские литературные премии?

Навязчивый новояз

16.02.2020
Навязчивый новояз Илью ВЕРШИНИНА раздражают галлицизмы и англицизмы даже в небольших количествах.

О травле журналистов в Латвии

10.02.2020
О травле журналистов в Латвии Русский ПЕН-Центр выступает за прекращение гонений на журналистов.

Нужно показывать людей, а не уродов

08.02.2020
Нужно показывать людей, а не уродов Платон БЕСЕДИН возмущается, что на ток-шоу федеральные телеканалы зовут совсем не тех.

Концепция

Всероссийского литературного конкурса

«ЗОЛОТОЕ ЗВЕНО»

Трудно переоценить роль железных дорог в сохранении и развитии единого культурного пространства России. Сеть стальных магистралей, вокзалов, станций сплачивает огромное пространство России от московского мегаполиса до дальних полустанков.

Для страны огромных расстояний, труднодоступных территорий, бездорожья, климатического и ландшафтного разнообразия это – основа основ. «Железным дорогам суждено иметь огромное влияние на внутренний быт государства, и это влияние должно быть особенно значительно в применении к обширному государству, какова Россия», - прозорливо предрекал первый министр путей сообщения Российской империи Павел Петрович Мельников.

Географическое, культурное, социальное положение нашей страны таково, что железная дорога для нас – больше, чем просто транспорт. Это культурообразующее явление, которое связывает нас в единое цивилизационное пространство. Особенно ярко это проявилось в истории Байкало-Амурской магистрали – легендарного БАМа. Вся страна следила за её строительством. Железная дорога открыла для страны непроходимую территорию, открыла сокровища Сибири и Дальнего Востока. Вокруг БАМа возникали города и порты, промыслы и предприятия. Возникала цивилизация. В этом году мы отмечаем 45-летие начала строительства БАМа – и новая литературная премия должна подчеркнуть значение магистрали, которая все эти годы оставалась в сфере внимания писателей и журналистов, историков и экспертов.

С развитием современных технологий значение железных дорог возрастает, как, вопреки скептикам, возрастает и значение БАМа. Поезда, вокзалы, станции приобретают роль своеобразных культурных центров, становятся визитными карточками государства, играют важную роль в формировании идентичности и патриотического самосознания. Одна из задач новой литературной премии – осмыслить этот феномен и обратить на него внимание широкого круга читателей.

История российских железных дорог неотделима от истории русской словесности. Символично, что строительство первых «чугунных» дорог в нашей стране началось в эпоху «Золотого века» русской литературы. Писатели и поэты увидели в железной дороге чудо техники, прорыв в будущее и неповторимую эстетику… Открытию первой отечественной «чугунки»  посвятили свою «Попутную песню» поэт Нестор Кукольник и композитор Михаил Глинка. Незабываемы железнодорожные образы в произведениях Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Николая Лескова, Антона Чехова, Аркадия Аверченко, Николая Островского, Андрея Платонова, Константина Паустовского, Константина Симонова, Юрия Бондарева… Продолжать этот славный список можно долго. А сколько незабываемых стихотворений и песен связано с вокзалами, с этими перекрёстками встреч и расставаний, с традициями дорожных разговоров и чаепитий… Железная дорога вошла в повседневную жизнь современного человека, с ней у каждого из нас связаны и лирические воспоминания, и представления о Родине, о её природе, индустрии, о шумных городах и тихих предместьях. Ведь именно железнодорожный транспорт помогает нам сформировать в сознании цельный образ многообразной страны, раскинувшейся на тысячи километров от Калининграда до Дальнего Востока. Перестук колес, гудки паровозов, дребезжание подстаканников в купе – всё это навсегда сохранилось в нашей памяти благодаря поэтам и новеллистам…

Литературные произведения, связанные с железной дорогой, удивительно разнообразны. От основательных производственных романов до тонкой любовной лирики. Особые страницы нашей поэзии и прозы связаны с подвигами железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Таковы наши традиции.

Но, на  наш взгляд, железнодорожная тема принадлежит не столько литературному прошлому, сколько настоящему и будущему. В нашу жизнь вошли скоростные «Сапсаны», двухэтажные вагоны , электрички, комфортные в любое время года, современные вокзалы … Идёт строительство уникальных магистралей, тоннелей, мостов. Литература не может оставаться в стороне от таких прорывов в будущее. И, конечно, речь не только о «парадных портретах» и рапортах. В современной литературе проявляются традиции всех направлений и жанров – и железнодорожная фактура преломляется во многих стихах, рассказах, сказках, очерках, статьях…

Цель конкурса – профессиональный отбор и поддержка лучших произведений современной литературы, раскрывающих образы железных дорог, их поэзию, их историю, их романтику и реальность; привлечение читательского внимания к созидательной роли железных дорог, к художественному воплощению современных железнодорожных проектов и людей, которые их осуществляют. Чтобы сохранить для будущего образ современной железной дороги – нужно постараться не пройти мимо литературных воплощений нашего времени, не проглядеть их. И в этом – основная задача конкурса.




Новости
18.02.2020

Читать или не читать?

Петербургские писатели встретятся с поклонниками в библиотечно-культурном комплексе.
18.02.2020

Прокошин в гостях у Булгакова

Творческий вечер памяти поэта Валерия Прокошина пройдет в Булгаковском доме.
17.02.2020

«Концертмейстер» в Санкт-Петербурге

Главный редактор «Литературки» представит свой новый роман, вышедший в издательстве «Азбука».
17.02.2020

Офицер и писатель

160-летие сына Федора Тютчева отметят на Брянщине.
16.02.2020

Блоку открыли памятник в БДТ

В Большом драматическом театре в Санкт-Петербурге появился скульптурный портрет поэта.

Все новости

Книга недели
Литературные прогулки

Литературные прогулки

Авторы осмыслили и создали «оренбургский текст» русской литературы.
Колумнисты ЛГ
Болдырев Юрий

На вид всё красиво

Любите ли конфеты с гвоздями?

Крашенинникова Вероника

Не отдать «карликам»

В политике есть события, которые срывают маски и расставляют всё по местам.

Сазанович Елена

Горе уму

15 января Александру Сергеевичу Грибоедову – ни много ни мало – 225 лет стукнуло...

Евстафьев Дмитрий

Три вызова

2019 год избавил наше общество от многих иллюзий. Мы подошли к черте, за которой...

Сазанович Елена

Избранный

Есенин был создан исключительно для поэзии! Не для прозы жизни! Застёгнутой на в...