Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 июня 2022 г.
  4. № 22 (6836) (01.06.2022)
Культура

Всё минется, Звягинцев останется?

В Висбадене известный режиссёр дал интервью Антону Долину

01 июня 2022
Андрей Звягинцев и Антон Долин в Германии


Вначале он упомянул другое интервью, где какой-то неназванный актёр, как показалось Звягинцеву, вилял и уходил от прямых ответов на вопросы про войну на Украине, дескать, не разбирается в геополитике. И Звягинцев удивлялся: он же хороший актёр, должен же чувствовать, где правда, где нет, мог ведь сказать, как Станиславский, «не верю»...

 

Андрей Петрович, очевидно, ошибается. Актёры действительно не обязаны разбираться в геополитике, они не мозг нации, а её лицо. Актёр должен быть по-детски доверчивым, самозабвенно верить режиссёру, в предлагаемые обстоятельства, принимать любую личину, оправдывать какую угодно выдумку драматурга и причуды режиссёра, а анализировать (тем более сложные политические коллизии), сомневаться, верить не верить – это прерогатива совсем других профессий. Совсем других людей, у которых трезвый взгляд и холодная голова. Кстати, у Звягинцева, судя по снятым им фильмам, она очень холодная. Но он жарко верит в правоту врагов России, «Медузе», признанной иностранным агентом, всем западным СМИ и, разумеется, не верит нашим.

Интервью чётко делится на две неравные части. Поначалу режиссёр говорил о том, что его волнует в первую очередь, – о своём здоровье. В прошлом году сразу после вакцинации «Спутником-V» Звягинцев тяжело заболел и чуть не умер от ковида, наши врачи его вытащили, но потом пошли осложнения (прозвучало название опасной инфекции – клебсиелла). Далее его спасали врачи из Германии. В ганноверской клинике ввели в кому, лечили по какой-то рискованной немецкой методике и наконец воскресили, теперь он в висбаденском реабилитационном центре постепенно входит в норму после комы, заново учится говорить, жестикулировать, ходить. Интервью давал в инвалидной коляске (Rollstuhl) и выглядел очень измождённым, особенно на фоне «румяного критика, насмешника толстопузого», бравшего интервью.

Говорили о русской культуре, от которой, в отличие от Долина, Звягинцев отказываться пока не собирается, напротив, на неё и уповает. Много раз повторял: «Всё минется, одна правда останется». Какая правда?

Андрей Петрович не раз со слезами на глазах поминал Бучу, хотя, как опытный режиссёр, мог бы засомневаться – слишком уж там всё похоже на инсценировку. Говорил также про то, что наши солдаты бомбят жилые дома, насилуют женщин на глазах у мужей, а потом крадут их стиральные машины… и прочую пропагандистскую шнягу (где его внутренний Станиславский?). Говорил, что русским нужно выбросить телевизор, которому верить нельзя. Но в этом, видимо, ему ещё не удалось убедить собственную маму, которая к украинским событиям относится так, как большинство российских граждан, он призывает её и всех не смотреть наше ТВ, обвиняя его во лжи, не приведя, правда, ни одного примера лжи.

Да, война ужасна, ужасна и ложь о войне. Но кто лжёт?

На украинском ТВ, которое приходится время от времени смотреть, Россию обвинили в бомбёжке вокзала в Краматорске, где погибло людей гораздо больше, чем предъявлено в Буче. Чудовищное военное преступление. Но потом обвинения стихли, так как западные репортёры доказали, что бомбили «Точкой-У», которой у нас на вооружении давно нет. Но от этого преступление не становится менее чудовищным. Напротив! Бомбить своих граждан? Такое сделать могли только нацисты, для которых, как известно, все жители Донбасса – вата, сепары, нелюди (Краматорск восемь лет назад проголосовал за ДНР, но потом город был захвачен «азовцами») – их можно убивать, чтобы потом в своих злодеяниях обвинить Москву.

Нацистов на Украине нет, полагает Звягинцев. А кто сжёг прорусских активистов в одесском доме профсоюзов? Кто расстреливал так называемую небесную сотню в Киеве? А откуда взялась «Аллея ангелов» в Донецке? Кто недавно пытал, уродовал, убивал наших пленных и снимал этот ужас на видео? Кто опровергнет показания подонка из ВСУ (старшего лейтенанта Сергея Батынского), который признался на камеру в том, что он насиловал женщину из Мариуполя на глазах у её мужа и застрелил его, когда тот посмел выразить неудовольствие? А разве украинский телеведущий-русофоб Фахрутдин Шарафмал, цитируя в эфире нациста Эйхмана, не призывал «уничтожать в первую очередь детей, потому что если убить только их родителей, то дети вырастут и обязательно отомстят»? Я всё это видел своими глазами. Это реальные видеодокументы, а не те «радиоперехваты» СБУ, на которые ссылался в интервью Звягинцев.

В прошлом актёр, он не пытался поставить себя на место жителей русскоязычных областей, которые в 2014-м не согласились с поддержанным и инициированным Западом государственным переворотом в Киеве, в результате которого первым принятым законом стал закон против русского языка?

Всё минется, одна правда останется. Слышал ли Андрей Петрович, что слетело с языка киевского златоуста Алексея Арестовича (видео легко найти в Сети): «Национальная идея Украины – это как можно больше врать себе и другим, потому что если сказать правду, то рухнет всё»?

Звягинцев сказал, что хочет по выздоровлении вернуться в Россию, а вот снимать кино, продолжая сотрудничество с Роднянским, он намеревается за рубежом. Про что будет новое кино, не говорил, но можно представить, какой там предстанет Россия.

В заключение режиссёр строго отозвался об оставшихся дома российских кинематографистах. Сказал, что очень внимательно следит за тем, кто и что из них говорит, «слышит даже молчание». Это прозвучало как угроза: если кто скажет что-нибудь не то или смолчит как-нибудь не так, не видать ему благорасположения Звягинцева, а также Канн и Венеций.

И вдруг очень искренно прозвучала боль и обида на Родину. Подобно тому как большинство граждан России поддерживает действия нашей армии на Донбассе, большинство зрителей не принимали и не принимают фильмы Звягинцева. Искреннее недоумение, до слёз обидно: я в их защиту «Левиафана» снял, а они...

Уже приходилось писать, что главная беда Звягинцева как режиссёра в том, что в его фильмах («Елена», «Левиафан», «Нелюбовь») нет любви. Вместо неё холодный расчёт. Чтобы преуспеть на Западе, надо снимать именно такое кино, какое снимал Звягинцев. А сейчас – видимо, совсем уже откровенную русофобию. Расчёт толкает его в объятия Долина, Роднянского и всех, кто 24 февраля с лёгкостью отрёкся от России.

Звягинцеву предстоит встать на ноги. Куда он пойдёт? Говорил, что обязательно вернётся.

Вспоминаю «Возвращение», единственный его фильм, который мне нравился, там замечательно существовали юные актёры, игравшие сыновей неожиданно объявившегося отца. Он мучил их, унижал, но вдруг, когда они наконец добрались до заветного клада, погиб. И дети после его смерти начали осознавать, что для них значит потеря отца. Отечества.

 

Тэги: Кондрашов Александр Антон Долин Андрей Звягинцев
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Пресволочнейшая штуковина»

    05.10.2022
  • Миссия выполнима

    28.09.2022
  • Жестокая метафора

    14.09.2022
  • В поисках нового

    03.08.2022
  • Назвавший «Председателем»

    20.07.2022
  • Мимино был диссидентом,

    123 голосов
  • Оправдывая отцеубийц

    67 голосов
  • Константин Сёмин: «Я не имею права останавливаться»

    61 голосов
  • „Нелюбовь“ как жизненный принцип

    58 голосов
  • Тридцать лет спустя

    55 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS