Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 июня 2020 г.
  4. № 23 (6740) (10.06.2020)
Искусство

Низкий поклон Мастеру

10 июня 2020
С президентом России Владимиром Путиным в Московской  государственной картинной галерее Ильи Глазунова, 2006 год

Человеку следует воздать при жизни, не поскупиться на добрые слова, которые лишь отчасти способны выразить благодарность за его участие в твоей судьбе. Я старалась делать это, дорогой Илья Сергеевич, и если что не получилось, то скажу вновь и с удвоенной силой, поскольку «большое видится на расстоянии».

Вы вошли в нашу жизнь в 1990 году, когда крупнейшей строительной организации Москвы – тресту «Мосжилстрой», возглавляемому моим мужем, Виктором Михайловичем Бехтиевым, была поручена (совместно с итальянской фирмой Codest) реконструкция здания на Мясницкой улице (дом 21), переданного Правительством СССР для создаваемой Вами Академии живописи, ваяния и зодчества. Отличаясь острым взглядом и проницательным умом, Вы сразу поняли, что имеете дело с передовиком отрасли, который строит много, надёжно и быстро. Вам этого было недостаточно, необходимо ещё – сосредоточенно и красиво.

На какие-то из празднично-выходных дней Вы позвали нас в Петербург, чтобы провезти по загородным резиденциям и императорским дворцам, показать красоту и державную мощь России, дать эталон строительства на века, вдохновить высочайшим эстетическим уровнем отделки. Петергоф, Царское Село, Ораниенбаум, Павловск произвели неизгладимое впечатление.

Потом была Италия: Флоренция и Венеция. Вы делились тем, что сами любили и великолепно знали. Вы артистично общались со всеми, кто встречался нам в этих поездках, играючи переходя с русского на английский, немецкий, французский, испанский, итальянский. Ваше хорошее настроение и эмоциональный подъём всегда сопровождались пением; репертуар Джильи, Карузо, Паваротти сменял друг друга, итальянское бельканто торжествовало. Вы открыли нам мировое оперное наследие.

Наверное, покривлю душой, если скажу, что общение с Вами было исключительно идиллическим – случался и насмешливый тон, и давление авторитетом.

С Вами, дорогой Илья Сергеевич (уж простите за откровение), связываю я забвение одной из семейных традиций – ежегодно отмечать день знакомства, 10 июня. Для нас с мужем, счастливых в браке, он был по-особому дорог. Многие годы мы оживляли эмоцию первой судьбоносной встречи, приходя к месту знакомства, кинотеатру «Художественный» на Арбате, я – в новом наряде, он – всегда с роскошным букетом. Потом 10 июня – день Вашего рождения поглотил заведённый обычай, но вывел нас из семейного круга на новую орбиту человеческого общения.

Не забуду, как в Калашном переулке (напомню немосквичам: он вблизи кинотеатра «Художественный» на Арбате) в день Вашего рождения собирались интереснейшие люди – писатели, художники, коллекционеры – и вели увлечённые, содержательные разговоры о политике, истории, искусстве. Здесь же, в Вашей квартире, я впервые увидела реставраторов за работой, они спасали иконы с помощью хирургических инструментов. Мы никогда не уходили от Вас без подарка, редкие книги по искусству значительно обогатили мои художественные познания и пополнили домашнюю библиотеку.


В Калашном, а позднее – на Мясницкой, перед восстановленным зданием Академии, мне неоднократно доводилось переноситься в другую эпоху. Такое происходило каждый раз, когда наблюдала за «молодыми кафедралами» – преподавателями Академии, Вашими воспитанниками – художниками, благоговейно встречавшими и провожавшими Учителя.

Не удивительным было мое желание оказаться в стенах Академии, всячески раззадориваемое и поддерживаемое мужем. В ту пору я уже работала в Третьяковской галерее и мечтала дополнить юридическое университетское образование искусствоведческим. Но мой возраст (45 лет) и единственная в Академии очная форма обучения подавляли стремления. Когда Вы, дорогой Илья Сергеевич, об этом узнали, последовал по-глазуновски ироничный и уверенный ответ: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» (!)…

Я прошла пятилетний курс очного обучения, совмещая его с экскурсионной работой в музее. Защитила диплом по португальскому (не артикулируемому ранее) периоду творчества Карла Брюллова, открыв неизвестный в России, 150 лет бытовавший в частной коллекции на острове Мадейра пейзаж «Форт Пику». Впоследствии произведение было приобретено Третьяковской галереей на средства, выделенные из резервного фонда Президента РФ. После окончания Академии продолжала исследовательскую работу. Обнаружила в Лиссабоне (местонахождение долгое время оставалось неизвестным) портрет Антониу Алвеша да Силвы – врача, консультировавшего Брюллова в заграничной поездке. Ныне произведение входит в экспозицию музея Quinta das Cruzes на Мадейре.

Низкий поклон Вам, дорогой Илья Сергеевич, за науку жить и побеждать!

Елена Бехтиева,

выпускница Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова 2002 года, главный редактор журнала «Русское искусство», заслуженный работник культуры РФ, почётный академик РАХ

 


Текст подготовлен для сайта Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.


 

Тэги: Личность Елена Бехтиева Илья Глазунов
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Наши кони скачут всё быстрее…

    05.08.2020
  • Путеец Леонид Красин

    28.07.2020
  • Чёткий

    22.07.2020
  • Умная сила

    22.07.2020
  • Архиепископ и поэт

    22.07.2020
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Вечное движение Гёте

    100 голосов
  • Рыцарь Страны Советов

    96 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Чёткий

    91 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS