Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 июля 2022 г.
  4. № 28 (6842) (13.07.2022)
Культура

Девять дней на войне

Александра Франк сняла документальный цикл «Лики Донбасса»

13 июля 2022
Саша Франк в Мариуполе. Театр драмы

Цикл посвящён судьбам жителей Мариуполя, Донецка, Макеевки и других городов региона. Показ его начался в июне, еженедельно на разных площадках выходит новая серия: одна посвящена 97-летнему ветерану Великой Отечественной войны, другая – восьмилетнему мальчику... Проект был реализован при содействии Фонда поддержки регионального кинематографа, учреждённого Союзом кинематографистов России.

 

– Александра, «ЛГ» писала о трудной судьбе вашей полнометражной игровой ленты «Он+Она», почему вы решили перейти в документальное кино?

– После съёмок фильма «Он+Она» я ничего не снимала и не хотела снимать. Тяжело переживала тот факт, что до сих пор моя полностью готовая картина не может выйти в прокат. И это на фоне голода на фильмы, когда в результате санкций, по сути, горят кинотеатры. Какая-то «Азовсталь» длится с моим фильмом уже три года. Но потом наступил февраль, и начались величайшие события, которые потрясли весь мир, в том числе и меня. И специальная операция стала для меня импульсом к действию – я захотела сама во всём разобраться.

– Вы поехали в Донбасс, чтобы разобраться: кто прав, кто виноват?

– Я думаю, что этот вопрос до сих пор волнует очень многих. Моя однокурсница из Парижа написала мне, что виноват тот, кто первый напал, а сестра из Германии – что поддерживает Россию во всём и всегда будет поддерживать, но она не понимает, зачем мы начали специальную военную операцию. Многое зависит от того, в какой стране человек получает информацию. И у каждого своя правда, и «правд» этих много. Но Истина – одна, Истина – и есть Бог. В Донбассе нет ни одного неверующего. Все мои герои: от 97-летнего ветерана Великой Отечественной войны и до 8-летнего мальчика – верят в Бога. В их глазах я видела Бога.

– Сколько времени вы провели на войне? Было страшно?

– У Юлии Друниной есть строчки: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Потом уже, когда я снимала ополченца с позывным «Шиба» (один из героев цикла «Лики Донбасса»), он сказал, что на войне не боится либо дурак, либо тот, кто на войне никогда не был. Я была там всего девять дней. Снаряды прилетают внезапно. Мне объяснили, как реагировать на те или иные звуки падающих снарядов. В одном случае, надо резко падать, потому что разрывные кассеты отскакивают при ударе от земли и убивают на определённой высоте, а в другом, наоборот, разрывает нижнюю часть тела. Те, кто был ранен и выжил, в один голос говорили, что свой снаряд услышишь, он звучит по-особому. Но если в первые дни ещё было хоть как-то терпимо, то в последние пять дней долбало крепко, ПВО работала в режиме 24 на 7.

– А как увиденное повлияло на вас, творческого человека?

– На любого человека, творческого и нетворческого, масштаб трагедии не может не повлиять. Это потрясение. То, что я увидела в Мариуполе, не поддаётся описанию. Я до сих пор не могу говорить об этом спокойно. Город-призрак с трупным запахом, и он везде. Разруха, стаи одичавших собак, люди в сырых подвалах без света. Это ад, и я его видела. Я бы посоветовала режиссёрам, снимающим фильмы о войне, поехать в Мариуполь, пока его не отстроили. Возможно, тогда и военные фильмы будут у нас не такими залаченно-сиропными.

– Сколько всего серий выйдет? Не думали ли вы над тем, чтобы смонтировать отснятый материал в единый полнометражный фильм?

– Самое интересное на свете – человек. Когда в кадре рядом с героем сидит интервьюер, то он невольно тянет одеяло на себя, заслоняет собою героя. А бывает, что и подавляет. Формат, придуманный и опробованный мной на проекте «КиноТест» (проект Александры Франк, состоящий из серии коротких интервью с представителями творческих профессий. – Прим. ред.), позволяет раскрыть самое важное – суть человека. Здесь все мои герои, они как на ладони. Благодаря тому, что я нахожусь за кадром и только иногда может прозвучать мой голос, эти интервью носят исповедальный характер. Я сняла 17 героев, 17 серий, 17 судеб на фоне военной операции. Одна из серий, к сожалению, будет показана только после её окончания. Мой герой – снайпер, легенда Донбасса. По нашему с ним договору эту серию пока что нельзя демонстрировать. Сначала я думала объединить эти ролики в один фильм – и у меня есть много материала, не вошедшего в цикл, – но потом я поняла, что мой документальный фильм должен быть другим. И если всё сложится, как я задумала, то, закончив монтаж, я вернусь в Донбасс.

– Цикл будет выходить на YouTube?

– Он выходит не только на YouTube, но и на Rutube и в моем Telegram-канале. Но я была бы совсем не против, если бы эти пятиминутные ролики транслировались и на государственных каналах. К тому же хронометраж позволяет вставлять их вместо, скажем так, некоторой непатриотичной рекламы.

– Как вы находили своих героев?

– Для меня не существует медийных или немедийных героев… Мне интересны все люди без исключения, мои герои очень разные. Это военный и молодая вдова, убелённый сединами ветеран и маленький мальчик, священник отец Никита из Докучаевска, где Украина долбит все восемь лет, и директор школы, отец погибшего в Доме профсоюзов и уполномоченный по правам ребёнка. Всех их объединяет огромная любовь к Родине. Такой жертвенной любви я нигде ещё не встречала. А в поисках героев мне помогла моя подруга, дончанка, замечательный поэт Анна Ревякина, она – моя донбасская путеводная звезда. Благодаря ей, её самоотверженной помощи я смогла осуществить этот проект.

– Все жители Донбасса в какой-то степени травмированы, вы старались быть с ними мягче, избегать каких-то тем?

– Нет, это относится к моим героям-актёрам из «КиноТеста». Это они травмированы, изнежены – как раз в беседе с ними надо было быть мягче и избегать некоторых тем. Герои Донбасса – закалённые войной, крепче угля и твёрже стали. Для них не существует полумер, полутонов, всех этих «мимими» они не понимают. Более того, они не будут даже разговаривать, если ты начнёшь как-то юлить. С ними как раз очень легко говорить прямо, открыто и честно всё, что думаешь. Они очень обострённо, практически кожей чувствуют неправду.

Знаете, что самое парадоксальное, что потрясло меня больше всего? Ни один из тех, с кем я встречалась, ни разу не высказал ни одного слова ненависти в сторону Украины. Ни одного матерного слова, ни одного проклятия. У этих людей только одно желание – навсегда отгородиться от Украины, чтобы она навеки забыла Донбасс. Весь мат, гнев, проклятья, ненависть раздаются как раз от украинцев и поддерживающих их. И это говорит о многом. Страдания – лестница духовного восхождения. За эти восемь лет страданий и скорби в Донбассе, как когда-то писал Достоевский, «Земля от коры до центра пропиталась кровью и слезами». Очевидно, что именно Донбасс – Богом избранная земля, откуда и начнётся духовное возрождение России.

Беседу вёл

Леонид Константинов

IMG-20220707-WA0011.jpg

Один из героев фильма – восьмилетний Савелий

IMG-20220707-WA0008.jpg

 Съёмочная группа  с Анной Ревякиной

Тэги: Анна Ревякина
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Родная речь

    06.07.2022
  • В четырнадцатом году, на излёте мая

    23.03.2022
  • Песни накануне апокалипсиса

    19.01.2022
  • О трагедии Донбасса – языком образов

    18.12.2019
  • Стихи как самоспасатель

    24.07.2019
  • Стихи как самоспасатель

    72 голосов
  • Родная речь

    21 голосов
  • В четырнадцатом году, на излёте мая

    20 голосов
  • О трагедии Донбасса – языком образов

    17 голосов
  • Песни накануне апокалипсиса

    14 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS