Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 июля 2020 г.
  4. № 30 (6746) (22.07.2020)
Политика История

Горбушка хлеба

В Музее истории ГУЛАГа открылась выставка «Ростислав Горелов. Лагерные этюды»

22 июля 2020
На выставке наряду с художественными работами Ростислава Горелова можно увидеть материалы его дела, другие впечатляющие экспонаты

Эти работы – не фантазии талантливого человека. Они выросли из самой жизни, его личного опыта. Ростислав Горелов оказался одним из 28 молодых людей, которых арестовали в 1933-м в столице и области. Ему было всего 17 лет. А тут обвинение в участии в некоей контрреволюционной фашистско-террористической группе «Союз русских патриотов». Якобы он, студент художественного отделения Полиграфического института, и его сверстники «призывали» к свержению большевистской власти, уничтожению колхозов, убийству Сталина, руководства ВКП(б) и членов правительства. Будь это так, всех бы ждала гибель.


Но Горелов был «всего лишь» назван террористом и отправлен в Темниковский исправительно-трудовой лагерь. Там провёл два года, досрочно вышел благодаря ходатайству отца, но окончательно реабилитирован, наравне с другими осуждёнными по групповому делу, лишь спустя более чем 20 лет – 15 октября 1956 года. Со всем этим грузом на душе надо было жить!

Увиденное и глубоко осмысленное: внезапный арест, давление во время следствия, общение с уголовниками, непосильная работа на лесоповале, голод, болезни и смерти – всё врезалось в память и не отпускало никогда...

С 1961-го Горелов преподавал в Московском педагогическом институте им. Ленина, участвовал в оформлении мемориального комплекса на Поклонной горе. А вот «лагерным» творчеством занялся через 40 лет после горьких событий: Горелов пишет воспоминания, создаёт сюжетные картины по ним, изучает дела в архиве, приступает к портретам солагерников, всматриваясь в «следственные» фотографии.

Серия его картин из коллекции Музея истории ГУЛАГа даёт собирательный образ человека в тяжёлых обстоятельствах, когда неизвестно, что тебя ждёт. Впечатляют цитаты к представленным на выставке картинам. Например: «Главное в лагере – это еда. При входе выдаётся хлеб на весь день, в первые три дня по прибытии, полная норма драгоценного хлеба – восемьсот грамм. Обычно это кусок, к которому бело-розовой лучиной приколот маленький довесок. Считалось большой удачей получить горбушку, так как, отгрызая её по маленькому кусочку, легче было проглотить большее количество бурды и этим обмануть желудок, растянув крохи на весь день. Хуже было тем, кому попадались куски мякоти, она проглатывалась быстро и незаметно, растянуть её на весь день не удавалось».

На выставке можно посмотреть и материалы дела Горелова, а также работы из коллекции Международного Мемориала, выполненные Гореловым в годы заключения. Ростислав Гаврилович Горелов дожил почти до 90 лет, умер в 2004 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с отцом и братом Юрием.

Виктория Сушко,
старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа


Выставка продлится до 25 сентября 2020 года и доступна по входному билету в музей.



Тэги: Выставка Музей ГУЛАГа
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Простые истины

    29.03.2025
  • «Надька – казак» вступает в гвардию русских амазонок

    05.12.2024
  • Вход – свободный!

    28.08.2024
  • Стиль свободной руки

    19.07.2024
  • Новый отечественный экспрессионизм

    11.07.2024
  • «Когда ты будешь человек»

    37 голосов
  • Мастер

    30 голосов
  • Спасительное недовольство собой

    28 голосов
  • Мирискусница

    24 голосов
  • Не хочу улетать на Марс

    24 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS