Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 июля 2022 г.
  4. № 30 (6844) (27.07.2022)
Литература

Между искусством и экологией

О философии сбалансированной жизни

27 июля 2022


30 июля 50 лет исполняется писателю, общественному деятелю, культуртрегеру, директору двух знаковых московских библиотек Владимиру Семёнову. В преддверии юбилея беседуем о смыслообразующих аспектах его жизни и творчества.


– Вы возглавляете Библиотеку искусств имени А.П. Боголюбова уже шесть лет. Как она изменилась за это время?

– Изначально мы поставили задачу сделать библиотеку известной литературоцентричной площадкой, местом притяжения для современных писателей – как известных, так и молодых, – насытить программу литературными событиями: творческими встречами, презентациями «толстых» литературных журналов, конкурсами, мастер-классами. И это нам удалось: библиотека смогла стать по-настоящему литературной площадкой, завоевав особое, я бы даже сказал – знаковое – место среди столичных учреждений культуры.

Кроме того, совместно с русским ПЕН-центром мы запустили серьёзный проект – «Библио TV», который за эти годы превратился в огромный портал, наполненный сотнями видеоматериалов о литературе и культуре.

– Вы, кстати, являетесь бессменным ведущим бесед с писателями на «Библио TV». Как ощущаете себя в этой роли?

– Я не воспринимаю себя в качестве журналиста-интервьюера, не ставлю перед собой задачу провоцировать собеседника, выводить его на какие-то острые темы, а стараюсь выстроить разговор так, чтобы в доброжелательной беседе человек раскрылся сам, показал себя со всех сторон. Ведь писатели – это личности огромной силы, порой весьма неоднозначные; одни демонстрируют невероятную глубину своих мыслей, суждений, а кто-то ограничивается поверхностными суждениями. Отчасти это напоминает метод Сократа – майевтику, «повивальное искусство».

Многие из бесед, которые мы делали, совершенно уникальны – редкие, иногда последние в жизни писателя… Благодаря тому, что «Библио TV» – интернет-площадка, мы не ограничены во времени, и это позволяет поговорить о самом главном в жизни писателей и деятелей культуры.

– Есть ли среди бесед те, которые стали особенными лично для вас по той или иной причине?

– Некоторые встречи переросли в плодотворное сотрудничество, а некоторые – в долгую человеческую дружбу, как с Ефимом Бершиным – поэтом мощной силы и энергетики, тонкими прозаиками Евгением Поповым и Борисом Евсеевым, энциклопедически образованным поэтом, эссеистом и литературоведом Андреем Новиковым-Ланским.

Так, из моей первой беседы с выдающимся историком литературы Игорем Петровичем Золотусским родился многолетний проект: цикл его замечательных лекций о русской литературе – классической и современной. Такая же творческая дружба зародилась во время беседы с Константином Кедровым: сегодня Константин Александрович читает у нас цикл лекций о мировой литературе и философии, в них – осмысление мировой культуры выдающимся современным поэтом и философом.

Я уже упоминал о беседах, которые – увы – стали последними в жизни писателей. В их числе – с такими мэтрами, как Вячеслав Пьецух, Лев Аннинский, Мариэтта Чудакова, Елена Кацюба, Александр Шаталов, Александр Казинцев.

Для меня чрезвычайно важно каждое интервью, ведь в них частички и моей жизни, и жизни всех моих собеседников. И все же хочется особенно выделить беседы с живыми классиками нашей литературы – Александром Кушнером и Евгением Рейном. Это как ощущение того, что ты прикасаешься к чему-то значительному, ёмкому.

Также лично для меня важны беседы-диалоги с писателем и философом Татьяной Горичевой. Я горжусь тем, что нас связывает многолетняя человеческая дружба. Мнение этого человека служит для меня этическим камертоном в оценке важнейших событий. Татьяна Горичева – единственная, с кем я записал уже шесть бесед, фактически небольшой цикл.

Сейчас выходит третья книга «Бесед в Боголюбовской гостиной». И разговоры с Татьяной Горичевой входят в каждую из них.

– С июня прошлого года вы также возглавляете знаменитый «Дом А.Ф. Лосева». Каким вы видите будущее этой библиотеки?

– Назначение в «Дом А.Ф. Лосева» для меня было искренне неожиданным и при этом очень важным в качестве оценки моей деятельности. Я невероятно благодарен, что меня пригласили возглавить такое знаковое учреждение. «Дом А.Ф. Лосева» – это единственная в стране библиотека истории русской философии и одновременно музей. Заниматься таким центром философии – огромная честь и одновременно – миссия.

Обратите внимание: мы постоянно говорим о том, что есть великая русская литература, музыка, театр, живопись… Именами Пушкина, Достоевского, Толстого, Лермонтова, Чехова названо большое число учреждений, улиц, мест. То же самое касается и музыкантов, и художников. И при этом у нас в топонимике вообще не отражена русская философия. Это своего рода культурный вывод: мы словно признаём, что нет великой русской философии. Но она есть! И «Дом А.Ф. Лосева» ставит задачу выйти за пределы мемориальной деятельности, связанной с именем Алексея Фёдоровича Лосева, и стать именно центром русской философии. Библиотека уже проводит проекты, посвящённые именам больших русских философов: Соловьёва, Бердяева, Флоренского. В этом году мы запустили проект, приуроченный к столетию знаменитого «философского парохода». Я думаю, это символично, ведь сейчас по сути происходит обратный процесс: если тогда было время разбрасывать камни, то сейчас – время их собирать. И русская философия наконец возвращается обратно в Россию. В контексте сегодняшних взаимоотношений с Западом мы можем говорить о том, что сегодня условный «философский пароход» движется по иной траектории: русская культура выталкивается из общеевропейской культурной среды.

Мы стараемся вывести «Дом А.Ф. Лосева» в городское пространство. Только что на Арбате проходила выставка «Великие философы России»: в центре столицы мы разместили стенды с портретами и высказываниями тридцати выдающихся мыслителей нашей страны. Мне кажется, это очень значимое культурное событие.

– То есть одной из ключевых задач библиотеки-музея остаётся популяризация русской философии?

– Да, конечно. Популяризация русской философии в целом, великих имён русских философов и, конечно, продвижение наследия Алексея Фёдоровича Лосева среди всех, кому интересна и близка русская культура.

– С мая на ютуб-канале библиотеки идёт цикл лекций о взаимодействии экологии и культуры. Это, похоже, очень важная для вас концепция, ей были посвящены многие курируемые вами проекты…

– Да, я считаю экологию своей второй миссией. И я разработал цикл из десяти лекций – и даже готовлю целую книгу на эту тему – про исследование экологоцентричного искусства.

Это впервые сделанный обзор более ста современных мировых художников, для которых принципы природоохраны и экологической этики являются ключевым стержнем. Это и работы, которые можно маркировать как экологическое искусство: например, когда объекты создаются из мусора или вторсырья. Это и сюрреализм, и лэнд-арт, когда холстом для художника становится сама природы: песок в пустыне, снег, побережье.

Мы сейчас работаем над важным проектом, в котором участвуют и Библиотека искусств имени А.П. Боголюбова, и «Дом А.Ф. Лосева» – «Музеем экологического искусства». В сентябре на Старом Арбате состоится выставка лучших российских художников, которые работают в сфере экологоцентричного искусства.

– Что вообще для вас экологичная жизнь? Есть ли какие-то простые правила для обитателя мегаполиса, как жить в гармонии с миром?

– Я думаю, что современный экологичный стиль жизни базируется на принципах экологической этики: отношении к окружающему миру, к живым существам, к людям. Человек, который исходит из принципов этики, не будет выбрасывать на улице мусор и окурки, курить в жилом помещении или там, где находятся другие люди, пинать кошку. Напротив, он будет помогать бездомным животным, задумываться в целом об отношении человека и животного мира. И, конечно, этот человек будет стараться сделать свой быт наиболее экологичным. Здесь нужен системный подход: начиная от самой минимальной сортировки мусора и заканчивая осмысленным потреблением пластика.

– То есть в целом это больше философия жизни, чем свод практических правил?

– Именно так: философия жизни и этика жизни. Этика взаимоотношений человека с окружающим миром. Я думаю, Россия вполне может стать авангардом экологического движения. Современная Европа, которую мы считаем очень экологичной, на самом деле просто очень технологична. А русская культура может дать базу для экологичной жизни, в основе которой лежат и сострадание всем живым существам, и благодарность природе, окружающему миру.

– Остаётся ли при всей вашей занятости время на собственное творчество?

– Книга об экологии в культуре почти готова. А также я практически закончил роман – моё первое прозаическое произведение (до этого я писал в основном в жанре эссе). Это книга о царе Ироде и Втором Иерусалимском храме, а если говорить более глобально, то о месте храма в жизни человека и о том, как можно дерзнуть строить храм. Роман я почти дописал и надеюсь, что в этом году он увидит свет. Я работал над ним много лет – в отпусках, в свободное время, а его очень мало, но каждую незанятую минуту я стараюсь посвящать писательской работе.

– Какие мысли посещают вас в преддверии юбилея? Ставите ли перед собой какие-то задачи на ближайшее будущее?

– Конечно, всё время происходит осмысление жизненного опыта. Пока что я эту полувековую дату не чувствую, зато испытываю сильнейшую тягу к творчеству. У меня всё время происходит внутренняя борьба между желанием заниматься творчеством и теми проектами, о которых мы говорили. И главная моя задача сейчас заключается в том, чтобы совместить эти два аспекта, найти время и на то, чтобы вести проекты, и на то, чтобы в спокойном режиме писать.

Беседу вела
Валерия Галкина


Поздравляем Владимира Семёнова с юбилеем! Крепкого здоровья и воплощения всех творческих идей!



«ЛГ»-досье:

Владимир Олегович Семёнов родился в 1972 году в Москве. Окончил МГПУ им. В. И. Ленина. Сопредседатель Общероссийской общественной организации «Экологическая палата России», главный редактор газеты «ГРИН СИТИ», проекта «Green City TV» и литературного портала «Библио TV». Автор идеи и генеральный продюсер Российской экологической недели, проекта «Музей экологического искусства». Депутат Государственной Думы России III созыва, с 2005 по 2008 год – советник Министра культуры и массовых коммуникаций РФ. С 2016 года – директор Библиотеки искусств им. А. П. Боголюбова, с 2021 года – директор библиотеки «Дом А. Ф. Лосева». Член Союза писателей Москвы, вице-президент Русского ПЕН-центра.




Тэги: Валерия Галкина
Обсудить в группе Telegram

Валерия Галкина

Журналист, литературный редактор. Родилась в 19... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Многоликая Марина

    05.10.2022
  • Свидетель бытия

    07.09.2022
  • Сорок часов с книгой

    07.09.2022
  • Азарт переводчика

    24.08.2022
  • Неповторим – во всём

    13.07.2022
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • Вершина бытия

    173 голосов
  • Поэзия вероятности

    90 голосов
  • Библиотека народной памяти

    68 голосов
  • Позиция, а не оппозиция

    56 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS