Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 августа 2022 г.
  4. № 31 (6845) (03.08.2022)
Культура

В поисках нового

«РЭБ» озадачил, «Мариуполь» удивил

03 августа 2022
Кадр из документального фильма «Мариуполь»

Не раз приходилось писать, что наше ТВ с 90-х молилось одному богу – рейтингу, строило своё существование на заимствованных западных форматах, а идеологически – на отрицании советского, да и досоветского, прошлого России. Народ был нужен телевидению как поставщик цифр для рейтинга, в соответствии с которыми распределяются рекламные деньги по телеканалам. А хотелось бы, чтобы телевидение служило народу как поставщик правдивой информации и качественного художественного продукта. ТВ для нас, а не мы для ТВ.

 

После 24 февраля невозможен возврат к тому расслабленному самоудовлетворению, лениво-ироничному гламуру, цинично-инфантильному «развлекалову», который олицетворяли обаятельные Иван Ургант, Максим Галкин, Дмитрий Борисов и другие барчуки-телеведущие. К информационной войне прибавилась и реальная.

Мир стремительно преображается, а будет, видимо, совсем не похож на себя недавнего. В правящей элите Запада выявилось то, в чём раньше она стеснялась признаться своим народам, – огромная, всепоглощающая, патологическая ненависть к России. Вместе с её Достоевским, Рахманиновым, Иваном Грозным и негрозными Иванами, со всеми её великороссами, малороссами, многочисленными народами, инородцами и даже русофобами, только потому что они имеют какое-то отношение к России, – всеми. Всех надо отменить! Наконец на изнеженном теле западной цивилизации взорвался огромный, долго набухавший фурункул – его проткнула СВО. И покрылось гноем и кровью мировое информационное пространство. В западных СМИ в ход пошло всё: клевета, провокация, дезинформация (характерны подлые обвинения России в преступлениях ВСУ – например, в обстрелах жилых кварталов Донецка!). Лишь немногие западные журналисты осмеливались приехать на Донбасс и говорить правду об увиденном (о прорывающих информационную блокаду иностранцах 2 июля рассказал Первый канал в передаче «Специальный репортаж – Украина. Когда открываются глаза»).

Прежние телеформаты на российском ТВ либо противоречили, либо не соответствовали масштабу мирового переустройства и содержанию грядущих перемен. Что-то сразу ушло в небытие, какие-то перевёрстывались, телеведущие стремились соответствовать громадности событий. Кто-то неожиданно оказывался как будто раздавленным происходящим, засуетился и потерялся. А кто-то неожиданно, как Вячеслав Никонов со своим родовым, дедовским «Враг будет разбит. Победа будет за нами!» вырос и твёрдо встал у руля «Большой игры». И с ним на месте оказался невозмутимый, как Вальтер Ульбрихт, Дмитрий Саймс, невесть откуда взявшийся, вдруг ставший родным и близким блогер Юрий Подоляка и другие...

И вот наконец на Первом канале новая программа. «РЭБ» (за корявой аббревиатурой скрывается «Радиоэлектронная борьба»). Об огромной лавине ненависти, обрушившейся на Россию, в первом выпуске говорил Сергей Кургинян. Он изобличал либеральный Запад и Нерончика Зеленского, сладострастно сжигающего несчастную Украину… Страшно прозвучало фантастическое предположение о том, что будет, если Россия уступит давлению «цивилизованных стран» и подчинится ему, к чему, кстати, некоторые призывают: как только мы сдадимся, выполним все «демократические» требования и разоружимся, вот тут-то нас и «отполируют» ядерным оружием. Так что отступать нельзя.

«РЭБ» длится более двух часов, в программе много нового, неожиданно интересного, есть и реликты прежнего ТВ. Очень понравилось включение песен о защитниках Донбасса. Также сильное впечатление произвела та часть программы, которая была посвящена ветерану советской армии, до полусмерти избитому соседом, американским гражданином, – он, выходец из Украины, приехал вступать в наследство на недвижимость, принадлежавшую его родственнице, которой в последние годы жизни помогал как раз ветеран. Депутата Хинштейна справедливо возмутило, что мерзавца, который чуть не убил старика на почве разногласий по поводу СВО на Украине, отпустили под домашний арест. Действительно возмутительная, но, к сожалению, не уникальная история – известны случаи, когда российские правоохранительные органы высылали из России на Украину ополченцев ЛДНР – по сути, на расправу, и всё вроде бы по закону. Надеюсь, Александр Хинштейн доведёт дело до конца и эта история завершится справедливо.

Во втором выпуске тоже звучали песни защитников Донбасса (сильное впечатление произвели клипы и исполнительница Юта), а также стихи замечательных поэтов, авторов «Литературной газеты» – две Анны (Долгарева и Ревякина) и Игорь Караулов очень органично вошли в передачу. Более того, их стихотворное участие подняло эфир на качественно новый уровень. Давно такого не было, чтобы поэзия звучала на главных каналах, да так актуально и мощно. В ней была страшная правда войны, такая же, как в строчках Константина Симонова, Семёна Гузенко, Ольги Берггольц и других поэтов Великой Отечественной. Но было одно удивительное отличие. У наших современников появился мотив античной трагедии, ведь эта война – братоубийственная: воюют-то подчас русские против русских, и гибнут не только военные, но и мирные люди. Но ненависти к Украине в прозвучавших стихах не было, в отличие от того, что размещают в сети кобзари с Незалежной, поливая Россию матом, – есть горечь и жалость к одурманенным людям с той стороны.

А вот заключительная часть второго выпуска, в отличие от сюжета с ветераном в первом, показалась крайне неудачной, неуместной и даже вредной. Она напомнила о пошлейшей передаче «Пусть говорят» – видимо, «РЭБ» готовит та же бригада редакторов, что делала рейтинги на грязи, возбуждая брезгливую ненависть зрителей к героям передачи, то есть к самим себе. На этот раз сюжет к СВО никакого отношения не имел. В студии разбирали конфликт на пляже в Сочи, где молодого белоруса-самбиста избили работники пляжа, по национальности армяне. Им не понравилось, что малолетние сёстры самбиста продавали отдыхающим на пляже фрукты. Брат за сестёр заступился, кого-то отправил в нокаут, началась драка, которая кончилась тем, что белорусского богатыря сочинские охранники всё-таки одолели – он оказался в больнице. Очень правильно прокомментировал этот во всех отношениях неприятный эпизод поэт Игорь Караулов: не правы все. Но зачем это ничтожное, в общем, на фоне событий на Украине происшествие, да ещё провоцирующее межнациональную рознь, выпускать в эфир? Впечатление от передачи было испорчено.

И в заключение о ведущих – тут выбор персон важнейшее дело. В подобных программах модератор обязательно должен вызывать доверие и симпатию. К сожалению, тут нет такого попадания, как с юной корреспонденткой Марьяной Наумовой, участвовавшей в программе «Время покажет» на том же канале, о которой мы писали. Ведущим Анастасии Кашеваровой и Александру Смолу доверие предстоит завоевать.

На этой, в общем, оптимистичной ноте предполагалось закончить отклик о новой программе, но следующий выпуск не состоялся: говорят, «РЭБ» ушёл в отпуск. Странно, сделав только два выпуска, отправиться на отдых? И обидно – новая программа, в которой наконец появились поэты, мощно зазвучали замечательные стихи и было очень много живого, в самый неподходящий момент ни с того ни с сего закрывается. Хорошо бы узнать, какая настоящая причина прекращения радиоэлектронной борьбы.

А безоговорочно понравился документальный фильм Андрея Медведева «Мариуполь», показанный на канале «Россия-1» 25 июля. Кажется, тех, кто внимательно следит за развитием СВО, трудно чем-то удивить, но драматическая история освобождения этого русского города подана динамично и сильно. Тут очень важен точный подбор участников – они все, начиная с Александра Ходаковского, одного из командиров ДНР, бравших город, и заканчивая сёстрами Корниенко, зачинательницами волонтёрского движения на Донбассе, заслуживают доверия и симпатии. В фильме прослежена трагическая история сопротивления Мариуполя с весны 2014 года до его освобождения в 2022-м. Наиболее эмоциональной была встреча ополченца ДНР, ненадолго попавшего в плен к «азовцам», где над ним издевались и чуть не убили, с одним из его мучителей, который после сдачи в плен «Азова» униженно молил о пощаде. Торжества и злорадства не было. Работа продолжается.

26-РЭБ.jpg 

Телеведущие  Анастасия Кашеварова и Александр Смол

Тэги: Кондрашов Александр Мариуполь
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Они вернулись на родину

    21.06.2023
  • «Пресволочнейшая штуковина»

    05.10.2022
  • Миссия выполнима

    28.09.2022
  • Жестокая метафора

    14.09.2022
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно. Часть третья

    05.08.2022
  • Помоги воинам Донбасса

    154 голосов
  • Выжившие

    94 голосов
  • «Мы хотим жить…»

    85 голосов
  • Они не такие, как мы!

    72 голосов
  • Оправдывая отцеубийц

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS