Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 августа 2022 г.
  4. № 35 (6849) (31.08.2022)
Станционный смотритель

Мечтая о скорости

Изобретатель Ярмольчук хотел вместо колёс использовать шары

31 августа 2022
Изобретатель, чья мечта  так и не сбылась


Выдающийся новатор железнодорожного транспорта предвоенных лет Николай Григорьевич Ярмольчук оказался одним из тех самородков, которым открыла перспективы роста Октябрьская революция. Рабочий-монтёр Курской железной дороги, он рано вступил в большевистскую партию, был участником сражений на фронтах Гражданской войны. А потом решил стать инженером – учился и в Бауманке, и в Энергетическом институте. В начале 1930-х, когда громко звучало в СССР могучее слово «индустриализация», Ярмольчук предложил коллегам своё изобретение – удобный, безопасный сверхскоростной поезд, который, как казалось, разрешит наконец задачу, над которой давно бились конструкторы многих стран: преодолеть пространство и простор так, чтобы из Москвы до Ленинграда добираться за 3 часа, а то и быстрее. А путь к далёким сибирским и дальневосточным городам сократить до полутора суток.

В чём состояла его идея, если говорить о ней, не углубляясь сильно в техническую терминологию? Ярмольчук предлагал отказаться от привычных железнодорожных путей и вместо колёс использовать… усечённые шары! Которые катились бы по жёлобу и везли на себе поезд, состоящий из вагонов футуристической обтекаемой формы. Шаровые катки, эластичный ход… И мечта о скорости и комфорте вроде бы вот-вот должна была воплотиться. Новая железная дорога, как предполагалось, станет работать исключительно на электроэнергии и называться шароэлектролотковой или сокращённо – ШЭЛТ. В Московском институте инженеров транспорта Ярмольчуку даже удалось построить модель шаровагона. Она плавно двигалась по желобку-одноколейке. Словом, этот аттракцион выглядел вполне убедительно.

Идея далеко не сразу получила поддержку управленцев. Более того, влиятельный Лазарь Каганович, допустим, всегда относился к ней скептически, делая ставку на совершенствование паровозов. Но покровители у Ярмольчука нашлись (например, смелый проект благосклонно одобрил влиятельный Валериан Куйбышев), и в августе 1933 года совнарком принял решение построить опытную железную дорогу для шаропоезда – от столицы до подмосковного Ногинска. О новом русском монорельсе писали не только в советской, но и в зарубежной прессе. «Вы можете влезть в маленький модельный жестяной вагончик. Лёжа вы поместитесь в нём. Для удобства внутри игрушечного вагона положен мягкий матрац. Вы мчитесь не по прямой, а по кругу. Вагон чуть-чуть кренится и снова выпрямляется: «ванька-встанька» противодействует центробежной стихии», – это из журнала «Огонёк».

В необычных вагончиках охотно катались журналисты и учёные. Изобретатель получил штат помощников, включая видных инженеров. И, конечно, бюджет – на создание «Бюро опытного строительства сверхскоростного транспорта по разработке и реализации изобретения Н.Г. Ярмольчука». Они создали опытный экземпляр шаропоезда – как считалось, по величине он являл собой примерно 20 процентов от будущего технического чуда. Неподалёку от станции Северянин построили шародром, где изобретатели проводили свои опыты. Модель разгонялась до 75–80 километров в час. Настоящий же шаропоезд должен был ездить в 3–3,5 раза быстрее. Ярмольчук верил, что создаёт транспорт будущего «Всемирного Союза Советских Республик». А для начала рассчитал, что за год его шаропоезд сможет перевезти из Москвы в Ногинск и обратно более 5 миллионов человек. Другое дело – была ли экономическая необходимость в таких путешествиях? Тем не менее испытания на шародроме прошли успешно: изобретателей похвалили признанные учёные, в том числе академик Сергей Чаплыгин.

30-Колесо.jpg

Колесо в жёлобе


От Москвы (станцию отправления для шаропоезда собирались построить в Измайлово или Черкизово) до Ногинска – 50 километров. Однако строить жёлоб по чертежам Ярмольчука и его единомышленников оказалось задачей по тем временам неисполнимой. В холодное время, например, мешала наледь. Это наблюдалось и на опытной трассе возле Северянина. А регулярно чистить от наледи путь от Москвы до Ногинска представлялось делом невозможным. Специалисты опасались, что всё может закончиться катастрофой…

В итоге проект свернули достаточно быстро – в конце 1934 года. Об идеях Ярмольчука тут же перестали вспоминать, но сам изобретатель не унывал. Он был человеком смелым, искренним. Когда началась Великая Отечественная – в тылу не отсиживался, за заслугами не прятался. В его военной биографии значатся несколько ключевых битв ХХ века. Из горнила Второй мировой инженер-капитан Ярмольчук вернулся с боевым орденом Красной Звезды и с прежней мечтой о шаропоезде.

В те годы его идея казалась как минимум преждевременной. Только в фантастических романах время от времени рассказывали о подобных чудесах из будущего. Капиталовложений изобретатель не дождался, хотя постоянно обращался за поддержкой и в Совет министров, и в исполком Моссовета. Но… безрезультатно.

Много лет Николай Григорьевич вёл кружок юных конструкторов в Бауманском доме пионеров Москвы. Вместе с талантливыми ребятами он разработал универсальную модель шаропоезда для езды по дорогам с любым покрытием. Это чудо техники было представлено на Всемирном фестивале молодёжи и студентов 1957 года, 65 лет назад. Однако до серьёзной практической работы Ярмольчука не допускали. Многие профессионалы относились к нему как к шарлатану, но многие и уважали – как пионера высокоскоростных дорог.

Между прочим, изобретатель усовершенствовал своё творение. Мешает наледь? Его новому послевоенному шаропоезду уже не нужен был никакой лоток – он мог уверенно двигаться даже по шоссе. Правда, существовал этот образец шаропоезда только в виде детской, хотя и впечатляющей модели.

Реализовать мечту Ярмольчуку не удалось. Но некоторые его наработки не забыты, не списаны в архив. Многие из них применяются на железных дорогах и в наше время. Например, лотковый путь пригодился для поездов на воздушной подушке, а упругое резиновое покрытие – в метрополитене. Все мы привыкли к вагонам обтекаемой формы и аэродинамическим тормозам. Так вот всё это впервые появилось именно в чертежах Ярмольчука. Потому и вспоминаем мы о об этом человеке с почтением.

30-Цвет.jpg

Опытный шароэлектропоезд Ярмольчука – настоящий «Сапсан» из 1930-х


Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Маховик разрухи замер…

    10.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS