Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 сентября 2022 г.
  4. № 36 (6850) (07.09.2022)
Литература

Голос совести

Памяти публициста, критика, драматурга Татьяны Москвиной (02.11.1958 – 25.07.2022)

07 сентября 2022

С уходом Татьяны Владимировны разом осиротели все, кто её знал: боготворил, побаивался и, не исключено, ненавидел. Грозный боец информационно-литературного фронта, она виртуозно владела смертельным оружием – словом, не давая в обиду тех, кого уважала и искренне любила. Настоящая и непосредственная, обладающая энциклопедическими знаниями, фантастической интуицией и безупречным вкусом...

 

Публикации Москвиной в защиту Татьяны Дорониной или Олега Меньшикова, памяти Александра Градского или Олега Табакова и многие-многие другие «рассеивали тучи», проливая свет на самые тёмные страницы современной истории искусства, гарантировали ощущение счастья от абсолютного торжества справедливости в самых запутанных ситуациях.

Перу выпускницы театроведческого факультета ЛГИТМиКа принадлежит около 20 книг и несколько сборников пьес, ставившихся по всей стране. В эфир выходили телепрограммы с её участием и радиопередача «Москвинские новости», позволявшие многочисленным читателям-почитателям услышать живьём мудрого собеседника, онлайн генерирующего удивительные идеи и поражающего перманентным мыслительным процессом «высокого полёта».

С Татьяной меня познакомил её супруг, Сергей Шолохов, вместе с которым она воспитала двух талантливых сыновей: Всеволод – актёр и музыкант, Николай – литератор. Во время совместного отдыха супружеской четы в Сочи мне выпала честь лично пообщаться с героиней нашего времени, большинство из эпистолярных подвигов которой – квинтэссенция народных «предъяв» власти. Помню сформулированный ею собирательный образ чиновников – «людей в капсулах»:

«Вслушайтесь в то, что они говорят! И сравните с тем, как гениально Лев Толстой описал жизнь русского дворянства. В его литературных «сундуках» – балы, обеды, карточные игры, войны... Подлинная жизнь в мельчайших деталях. А у сегодняшней «капсулированной» элиты в раз­говорах всё вертится вокруг карьерной селекции и «путей наверх». Отчёты из набора штампов и абсолютное презрение к интеллигенции, умеющей излагать собственные мысли и чувства!

В собственных просчётах всегда обвиняют кого-то «извне», но обязательно вдруг вспомнят, что в 1945-м отец-де дошёл до Берлина. Хорошо, он дошёл, а чем прославился ты? Как говорил мой любимый Шварц в «Золушке»: «Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым».

И эта чиновничья велеречивость с нагнетанием заезженных оборотов – язык лжи. Правда так не говорит. Она иногда, когда припечёт, выражается как Сергей Шнуров. И то потому, что достали словесные мертвечина и заскорузлость. Народная речь точна и лукава...

Ещё Мольер, чьё 400-летие мы отметили в январе, сочинил замечательную пьесу о человеке, сотканном из обмана. Лицемерно предлагая служанке платок, Тартюф велит:

 

– Прикрой нагую грудь.

Сей приоткрыв предмет, ты пролагаешь путь

Греховным помыслам и вожделеньям грязным.

 

На это Дорина остроумно отвечает:

 

– Неужто же вы так чувствительны к соблазнам

И вожделение не в силах побороть,

Нечаянно вблизи узрев живую плоть?

Вы, как я погляжу, уж чересчур горячий,

А я – похолодней и чувствую иначе:

Явись вы предо мной в чём родила вас мать,

Перед соблазном я сумела б устоять.

 

Вспомним «Ленфильм» – чучело кинематографа в натуральную величину. Фильмы там не производятся. Но когда президент России спросил о киностудии у министра культуры, та сразу закивала: «Всё кипит, всё работает...» Связь между желаемым и действительным отсутствует, но глаза воздеты к небу, в голосе – уверенность и оптимизм... Я, которая «кормится с алфавита», не могу слышать чиновничьи речи. А как внучка капитана НКВД Антонины Кузнецовой скажу: «Мели, Емеля, твоя неделя».

В материале «Вечность таланта» о подготовленном Татьяной Москвиной сборнике сочинений петербургского журналиста, публициста и критика Дмитрия Циликина «Жить. Думать. Чувствовать. Любить» я высказал предположение, что жизнь и творчество обоих – для вечности с её аксиомами, константами и эталонами. Время как бы мешается под ногами, подчёркивая вневременной характер и масштаб трудов незаурядных личностей. Кто же будет спорить, что Москвина – гениальная искусница называть вещи своими именами, не осуждая, но понимая и припечатывая словом навсегда?! Её оценочные суждения бритвенно остры, микроскопически точны, исчерпывающе афористичны. Изысканно-ювелирная вязь стальных аргументов во славу коммунального быта всех видов искусства заслуженно увенчивает Татьяну Владимировну диадемой «Совесть отечественной культуры».

И вот совести 40 дней назад не стало... Нет, правильнее так: телесная оболочка наконец-то позволила неукротимому духу соединиться с Творцом и рассеяться в этом мире, чтобы сделать окружающую нас действительность ярче и светлее. Да, это в её светоносной натуре. А нам она даровала светлую память...

 

Тэги: Сороковины Виктор Терентьев Татьяна Москвина
Обсудить в группе Telegram

Виктор Терентьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Брат-2

    29.04.2025
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    14.09.2022
  • Умерла Татьяна Москвина

    27.07.2022
  • Утрата

    27.07.2022
  • Посвящение в свет

    06.07.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
  • Фестиваль испытаний

    1652 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS