Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 октября 2022 г.
  4. № 40 (6854) (05.10.2022)
Станционный смотритель

Кони были не стальные

Первые вагоны-экипажи в Царское Село тянули лошади

05 октября 2022
Изображённый на картине Н. Сверчкова Николай I стал первым среди российских  императоров пассажиром железной дороги

186 лет назад, 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1836 года, состоялся первый в России железнодорожный рейс – из Павловска в Царское Село. Это была пробная, экспериментальная поездка на конной тяге. Дело в том, что закупленные в Европе паровозы ещё не прибыли в Россию…

 

Дата не круглая, но на самом деле важная! Неудивительно, ведь многие сомневались: нужна ли вообще России железная дорога? Протестовали сторонники и владельцы дилижансов. Сомневались радикальные приверженцы частной собственности: ведь рельсы неизбежно пройдут по чьей-то земле, договариваться же с помещиками –дело непростое. Кривили рты великие экономы: слишком дорогое удовольствие, а когда окупится – неизвестно. Многие просто не верили в современную технику, считали её чем-то опасным, даже богопротивным. К счастью, в первой половине девятнадцатого столетия в России уже сформировалась и прослойка людей просвещённых, понимавших, что препятствовать прогрессу просто бессмысленно, что от развития новой транспортной инфраструктуры зависит будущее экономическое благосостояние страны. К этому относительно небольшому кругу лиц относился и император Николай I, который не без оснований называл себя инженером. Посомневавшись, в итоге он дал добро на строительство «придворной» дороги. С ним спорить, естественно, никто не решался.

И вот пришёл день пробного рейса. Это был незабываемый праздник и для инженеров, и для меценатов первой дороги. Сотни жителей Павловска и Царского Села, а также любопытствующие, нагрянувшие из Петербурга, в назначенное время собрались в Павловском парке. Те, кто в этом событии видел не какое-то необычное развлечение, а праздник торжества прогресса. Так оно, собственно говоря, и было.

В путь отправились четыре крытых и два открытых вагона. Их в то время ещё называли экипажами. В каждый из которых впрягли двух ямских лошадей, тощих, но крепких. Примерно 120 человек заполнили вагоны-экипажи, почти сплошь дворяне, в основном военные. Высших лиц государства в числе пассажиров не было: они ожидали торжественного открытия дороги. Но исторический рейс состоялся и без высочайшего присутствия, путь в 3,5 версты от Павловска до Царского Села лошади с составом пробежали за 15 минут. Доехали с ветерком, аттракцион, да и только!

Аналогичные поездки (кстати, на первых порах бесплатные) продолжались ещё несколько недель, пока из Англии не прибыли паровозы, а из Бельгии – новенькие вагоны, гораздо комфортабельнее прежних. Все эти поездки воспринимались как чудо, не иначе. Первая русская железная дорога считалась диковинкой, дорогой и несравненной придворной игрушкой. Отчасти так и было. Её появлением мы во многом обязаны энергии австрийского инженера Франца Герстнера и тех десятков русских управленцев и инженеров, которые поверили в этот, как сперва казалось, авантюрный проект.

Первоначально дорогу проложили от Санкт-Петербурга до Царского Села, из одной императорской резиденции в другую. Позже трассу было решено продлить до очаровательного городка Павловска – таким образом, общая протяжённость Царскосельской магистрали ко времени торжественного открытия выросла до 27 километров.

Замечательный русский правовед, адвокат и писатель Анатолий Фёдорович Кони вспоминал: «У нас публика относилась с недоверием и страхом к новому средству сообщения. Бывали случаи, что остановленные у переездов через рельсы крестьяне крестили приближавшийся локомотив, считая его движение нечистой силой. Для обращения этих страхов в более весёлое настроение первые месяцы впереди локомотива устраивался заводной органчик, который играл какой-нибудь популярный мотив. Вагоны третьего класса на Царскосельской дороге, до начала шестидесятых годов, были открытые с боков, что представляло некоторую опасность для глаз пассажиров от летящих из трубы искр. Управляющий движением этой дороги отличался большой оригинальностью – говорили, что на его визитных карточках было напечатано: «Directeur du chemin de fer de Petersbourg a Tzarskoye Selo et retour» (директор железной дороги Петербург – Царское Село и обратно).

Все опасались зимы. Что будет с насыпями, как поведёт себя техника? Но всё обошлось без происшествий. В сильную вьюгу, которая разыгралась в начале 1837-го, специальные рабочие быстро очищали рельсы от снега. Все постройки оказались надёжными, они выдержали и капризы зимы, и весеннее таяние снегов. Газета «Северная пчела» 8 января 1837 года с восторгом писала: «Хорошо устроенные железные дороги могут служить и в самую дурную погоду; ни дождь, ни буря с метелью, ни сильные морозы им не мешают...»

30-Павловский вокзал Худ Мартенс.jpg

Вокзал Павловска, XIX век


Уже строился ставший в будущем знаменитым Павловский вокзал. Замечательно сказал поэт Нестор Кукольник, впоследствии автор стихов к великой «Попутной песне» Михаила Глинки: «На железный путь в Павловск я смотрю как на первые деревянные буквы Гутенберга… Железные дороги решительно столь же полезны, как и книгопечатание. <…> Для меня железная дорога – очарование, магическое наслаждение…» Думаю, эти слова незаслуженно забытого стихотворца достойны того, чтобы их опубликовали на плакатах, – пусть видят их пассажиры на станциях и в вагонах.

На Павловском вокзале и вокруг него постоянно звучала музыка, причём ещё до того, как здание было построено. Знатоки искусства особенно любили наведываться в Павловск во время церковных постов, когда в Петербурге закрывались театры. А Павловский вокзал не умолкал, не отказывался ни от оркестров, ни от актёров! Музыкальные и театральные традиции здесь сохранялись долго. В 1878 году при вокзале даже отстроили театр по проекту архитектора Николая Бенуа. Летом там давали до тридцати драматических, оперных и балетных спектаклей. На павловской сцене выступала знаменитая балерина Анна Павлова. Разве это не чудо? И никому не мешал шум поездов – наоборот, он даже усиливал впечатление, добавлял романтики.

Вспоминая о первых рейсах из Петербурга в Царское Село, а потом и в Белокаменную, нам не следует забывать о скромном, но знаменательном дебюте русской железной дороги в петербургских пригородах. Пускай это был короткий маршрут, но именно с той шумной поездки на лошадках началась история российских железных дорог.

 30-Макет Проворного.jpg

Макет паровоза «Проворный», который  курсировал по царскосельской магистрали

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Маховик разрухи замер…

    10.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS