Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 октября 2020 г.
  4. № 41 (6756) (14.10.2020)
Искусство

Марк Варшавер с расширенными полномочиями

Директор театра «Ленком Марка Захарова» о премьерах, вторых составах и сенсациях нового сезона

14 октября 2020

«ЛГ» и легендарный театр на Малой Дмитровке давно связывает дружба. Мы неоднократно писали о премьерах коллектива под руководством Марка Захарова, который не раз печатался на наших страницах. Первая обстоятельная рецензия – «За попытку спасибо» на ставший культовым спектакль М. Захарова, А. Вознесенского и А. Рыбникова – была написана для «ЛГ» сразу после первых показов будущим министром культуры России Михаилом Швыдким.

– Вы второй год работаете без Марка Захарова. Это как раз тот случай, когда не надо упоминать звания и титулы человека, который руководил этим театром с 1973 по 2019 год. Но эпоха Захарова закончилась. А к вашей должности директора добавились слова «с расширенными полномочиями».

– Я был и остаюсь директором театра. Был им и тогда, когда стоял во главе легендарных захаровских проектов, таких как «Поминальная молитва», «Шут Балакирев», «Варвар и еретик», «Мудрец», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Плач палача», «Вишнёвый сад», «Ва-банк», «Женитьба», «Укрощение укротителей», «Пролетая над гнездом кукушки» («Затмение») и других. Моё участие в рождении этих спектаклей – с самого начала. Пьесу и актёров выбирал, конечно, Марк Анатольевич. Но всегда интересовался моим мнением, что подчас заставляло спросить: ну зачем вам моё мнение, когда вы сами всё можете решить? Но он всё равно интересовался – такова была врождённая скромность, высочайшая интеллигентность Захарова, которая сегодня у многих отсутствует. Такого больше не будет. Ушли последние из могикан: Марк Анатольевич, потом не стало Галины Волчек. Остались из этой плеяды старейшин Александр Ширвиндт и Юрий Соломин. Дай Бог им здоровья.

А должность у меня нормальная. Расширенные полномочия дают новые возможности – готовим сразу семь спектаклей. Такого у нас в театре ещё не было.

– Атмосфера театра «Ленком» и театра «Ленком Марка Захарова». Насколько изменилась она?

– Атмосфера изменилась, нет Захарова – и нет той атмосферы, которую он создавал. Это был руководитель, все решения которого благодаря высочайшему авторитету выполнялись беспрекословно. Идёт привыкание быть и работать без него. К сожалению, есть внутренние игры, но на них я не обращаю внимания. Мне поручено вести этот корабль, и я с удовольствием это делаю. И хочу, чтобы был новый этап «Ленкома». Мы не можем делать такие спектакли, которые создавал Марк Анатольевич. Будем привлекать к сотрудничеству режиссёров – по возможности лучших.

Удалось пригласить 49-летнего литовского актёра и режиссёра Дайнюса Казлаускаса, который будет ставить мольеровского «Тартюфа, или Вечного обманщика». Этот спектакль утверждал ещё Марк Анатольевич. Есть договорённость с Владимиром Панковым о «Человеке из Ламанчи».

Мы уже выпустили спектакль по пьесе Людмилы Разумовской «Под одной крышей», который, без сомнения, украсит нашу афишу и на который будут стремиться попасть зрители. Режиссёр Роман Самгин занял в нём двух наших потрясающих актрис – Татьяну Кравченко и Олесю Железняк. Таких работ в нашем театре у них не было. Они не были обделены ролями, но такого, поверьте, масштаба и уровня не было. Это спектакль о трёх поколениях женщин, живущих в одной квартире, и их попытках обрести своё счастье. Вечная проблема отцов и детей – только в женском варианте. Самгин дал возможность актрисам раскрыть себя ещё больше, тонко проработал роли. Когда актёры, а особенно актрисы хвалят режиссёра – а это именно так, скажу, – бывает редко. Рад успеху Романа Савельевича, сценографа Виктора Шилькрота, художника по костюмам Ирины Белоусовой и хореографа Олега Глушкова.

zhelenyak-kravchenko450x300.jpg
Олеся Железняк (слева) и Татьяна Кравченко после спектакля 
в постановке Романа Самгина «Под одной крышей» в театре «Ленком» 
ЕВГЕНИЙ БИЯТОВ / РИА НОВОСТИ

Театр начинается не с вешалки, а с режиссёра. С вешалки он начинался, когда в Москве было два-три театра. Алексеев-Станиславский открыл МХОТ, в нём можно было ботиночки положить в тряпичную сумочку – это ведь целая процедура. Сегодня люди с работы бегут, ещё и перекусить не успели, но спешат в театр за духовной пищей.

– Марк Борисович, прошу – успокойте поклонников таланта Инны Михайловны Чуриковой! От заголовков в интернете и поста в «Фейсбуке» Садальского становится не по себе. Неужели действительно последняя народная артистка СССР в вашей труппе лишена возможности выходить на сцену?

– У нас всего два спектакля, в которых играет Инна Чурикова, которую мы на самом деле действительно бережём. Господину Садальскому, а он ни разу не был в нашем театре, не стоит беспокоиться. Никто её ролей не лишал. Пандемия в разгаре, и беречь наших любимых артистов просто необходимо. Что мы и делаем. А вот ещё одна наша драгоценность – Александр Збруев – уникально играет в спектакле «Ва-банк» и в эти непростые дни. В указе мэра Москвы чётко написано: есть необходимость – можно задействовать и тех, кому за 65. Мы Александра Викторовича привозим-увозим на машине, ни с кем он не сталкивается, играет в спектакле, который любят зрители и который приносит доходы театру.

– Говорят, «Поминальная молитва» вновь будет на афише «Ленкома»?

– Название старое, а спектакль будет новым. Как можно повторить шедевр без Марка Захарова? Без замечательных Евгения Леонова, Александра Абдулова, Татьяны Пельтцер, Всеволода Ларионова? Вернуть «Поминальную молитву» на сцену – моя давняя мечта. В наши дни спектакль о доброте и человечности особенно необходим. Когда я объявил об этом на творческом совете директора театра, образованном мной для того, чтобы иметь возможность посоветоваться по сугубо творческим вопросам, ко мне обратился народный артист России Александр Лазарев. И сказал, что просто мечтает поставить этот спектакль по пьесе Григория Горина. Очень надеюсь, что у Саши получится. Играть будут Сергей Степанченко и Андрей Леонов.

– Список будущих премьер не исчерпан?

– Потрясающий режиссёр и педагог Леонид Трушкин будет у нас ставить «Дядю Ваню». У него интересные мысли на этот счёт, придумано решение спектакля. Уже подтверждено: заглавную роль в чеховской пьесе будет играть Фёдор Добронравов. Режиссёр видит в этой роли только его, и я с ним согласился, тоже считаю Добронравова большим актёром.

– Много разговоров в театральной среде о вводах в знаменитые ленкомовские спектакли…

– То, что я делаю вводы в спектакли, – это осознанная необходимость. Вот недавно заболел Дмитрий Певцов, и мы вынуждены заменить спектакль, который любят зрители и на который покупают билеты. И теперь не вместо Певцова, а вместе с ним Фигаро будет играть и другой артист. Хотя превосходной физической форме 57-летнего Дмитрия Анатольевича многие могут позавидовать, герой пьесы Бомарше – всё же молодой человек. Александра Захарова часто уезжала в своё время, и театр отменял лучшие спектакли, которые без неё невозможно было играть: отсутствовал второй состав. В «Женитьбе» и «Ва-банке» не вместо, а вместе с ней теперь будут играть и другие актрисы. Обижаться Александре Марковне не стоит – она занята в шести главных ролях. Но повторяю: второй состав будет!

– И в любимой «Юноне и Авось»?

– Обязательно. Пришла в голову чудесная идея – ввести на роль графа Резанова Игоря Миркурбанова. Сейчас вот сыграет у Богомолова в спектакле по Достоевскому и приступит к репетициям в «Ленкоме», который он любит и везде об этом с удовольствием говорит.


«ЛГ»-ДОСЬЕ 

Марк Борисович Варшавер родился в Москве 11 марта 1947 г. В 1969-м окончил Горьковское театральное училище. В 1972–79 гг. работал в Московском областном драматическом театре. В 1979 г. стал главным администратором театра «Ленком». В 1986 г. окончил ГИТИС по специальности «экономист-театровед». В том же году стал директором-распорядителем театра «Ленком». В 1994 году назначен директором театра. В 2019-м назначен директором с расширенными полномочиями.  

Глава директорской ложи театров Москвы. Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» 3 и 4 степеней, Александра Невского, Дружбы. 

Заслуженный деятель искусств России, заслуженный работник культуры РФ

Тэги: Театральная площадь Леонид Колпаков Марк Варшавер Рыбников Александр Збруев
Обсудить в группе Telegram

Леонид Колпаков

Является ветераном газеты – работает в издании ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • А жизнь, увы, одна

    150 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS