Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 ноября 2019 г.
  4. № 47 (6714) (20.11.2019)
Телеведение Мнение Рецензия

Иностранец в России,

или Холодный душ для вздыхающих по советскому прошлому

20 ноября 2019
 Евгения Образцова в роли балерины Киры

Новый фильм Андрея Смирнова «Француз», снятый без государственной поддержки, вызвал одобрение с одной стороны и негодование с другой. Случайно или нет, но картина, чьи персонажи живут в Советском Союзе 1957 года, появилась на экранах как раз тогда, когда в России ожил недопохороненный миф о счастливой социалистической стране. Той самой, о которой её жители, почти в стопроцентном большинстве за границей не бывавшие, пели, что не знают другой, где так вольно дышит человек.

 

Не знал её и молодой член французской компартии Пьер Дюран (Антуан Риваль), прибывший в СССР на стажировку в Московском университете, а на деле для того, чтобы познакомиться с исторической родиной и найти отца, о судьбе которого они с матерью не имели никаких известий. Можно было предположить, что Андрей Смирнов расскажет о разочаровании героя в светлых идеалах, но, похоже, что его сбежавшая от большевиков мать в какой-то мере подготовила сына к прелестям реального коммунизма, и Пьер выступает в фильме не как человек, переживающий внутреннюю драму, а как сторонний наблюдатель и проводник, который вместе со зрителем обходит круги, они же этажи советского мира. Большой театр, кордебалерина которого (Евгения Образцова) становится его возлюбленной (в немом искусстве балета СССР был, как говорилось в иронической песне Визбора, «впереди планеты всей»). Полуподпольный клуб, где играют «уже не запрещённый, но ещё не разрешённый» джаз. Жилище вынужденного вкалывать на железной дороге художника-нонконформиста (отсылка к Оскару Рабину), работающего в стиле, напоминающем гостю немецких экспрессионистов группы «Мост», о которой сам живописец не имеет понятия. Квартира маститого писателя (в колоритном исполнении Романа Мадянова), который хвастает солянкой из четырёх видов мяса, недоступного для рядовых советско-подданных, но боится обронить лишнее слово. Кабинет на Лубянке, где французу предлагают дать подписку о неразглашении и вербуют в стукачи. Студенческое общежитие с настороженной охраной и прослушкой комнат. Две московские коммуналки, в одной из которых обитает слушатель вражеских голосов, сын священника и преподаватель марксизма (непредсказуемый Михаил Ефремов), чей отпрыск (эксцентричный Евгений Ткачук) распространяет самопальный журнал «Грамотей» (прозрачный намёк на «Синтаксис» первопечатника самиздата Александра Гинзбурга), в другой – две отсидевшие в лагерях старухи из «бывших» (безупречный дуэт Нины Дробышевой и Натальи Теняковой). И, наконец, барак в провинциальном городке, где нашёл пристанище отец Пьера, мощно сыгранный Александром Балуевым, лучше которого мог бы справиться с такой ролью разве что сам Смирнов, на чьём актёрском счету незабываемый образ старого зэка в многосерийном телефильме Панфилова «В круге первом». Наивный вопрос иностранца «за что посадили?» вызывает в этом мире сакраментальный ответ «было бы за что, давно б расстреляли». Хотя расстреливали и ни за что, только для устрашения прочих и демонстрации беспредельности насилия. Второй, процитированный выше мем «не запрещено, но ещё не разрешено», столь же ясно говорит о зыбкости прав советско-подданных.

Словом, масштаб если не «Божественной комедии» Данте, то «Человеческой комедии» Бальзака, хотя воспроизведённый на экране советский мир не похож ни на дантов ад, ни на Францию первой половины XIX века, а просто является главной частью социалистического лагеря, самовольный выход из которого приравнивается к измене Родине, населённого преимущественно вольняшками, находящимися под неусыпным надзором представителей «органов».

При этом Андрей Смирнов показывает советскую жизнь без пафоса, свойственного его публицистическим выступлениям, без гнева, пристрастия и попыток подражать моде на быструю камеру с коротким монтажом, без ностальгии по своей юности, но со знанием дела и спокойствием, присущим лишь тем, кто прочувствовал эту жизнь на своей шкуре. Тем не менее его картина является антисоветской в том смысле, в каком антисоветским считалось любое отклоняющееся от соцреалистического канона изображение действительности. И, естественно, провоцирует возмущение тех, кто смотрит на советское прошлое сквозь пропагандистские очки, обвинения в русофобии из стана «патриотов» и откровенную злобу анонимных троллей, оставляющих в Сети помойные комментарии.

Что ж, значит, «Француз», помимо своей естественной аудитории, задел и тех, о ком его автор, если и думал, то в последнюю очередь. 

Тэги: Кино Виктор Матизен Отзыв PROCONTRA Андрей Смирнов Француз
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Трагедия, фарс, мелодрама

    91 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
  • Дудь-2020

    84 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS