Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 ноября 2020 г.
  4. № 47 (6762) (25.11.2020)
Литература Колумнисты

Престарелые феи и каменные тролли

25 ноября 2020

Как мыслит начинающий автор? Начинающий автор мыслит пессимистически: «Не получится, я неталантливый, куда мне до Прилепина, Пелевина, Пеленягрэ… Я же просто мальчик из рабочего посёлка…» – и так далее.

Как сказал Чехов, «положение начинающего автора в литературных кругах унизительное, ему нужны все, а он – никому». От этого и беды, особенно в век интернета. Раньше, для того чтобы высказывать своё мнение, нужны были авторитет и трибуна: газета, научный журнал, радио, ТВ – сейчас всё это поколению Z заменил интернет. Молодёжь смеётся над отцами и бабушками: «Наивные стариканы верят всему, что показывают по ящику». А сами верят почти всему, что написано в интернете. Это гораздо глупее и опаснее. Для многих участников глобальной сети свобода выражения мнений – это свобода оскорблять, клеветать и нести бред. Большинство пользователей не умеют отделять авторитетные источники от сомнительных, от этого в голове манная каша, а не знание и опыт.

И вот «я родился», то есть написал стихи или рассказ. Куда с этим идти? Самое простое – опубликовать в интернете и ждать мнений. Выложил начинающий автор стихи или рассказ. Кто это прокомментирует?

Заходят престарелые добрые феи с ярко выраженным материнским инстинктом. Они, как правило, восторгаются любой рифмой типа «ботинки – полуботинки». Заходят мрачные каменные тролли, которые придираются к любой опечатке. Ну и больше всего будет псевдопрофессионалов, которые считают, что Пушкин – это начало мировой литературы и её конец, и они умеют имитировать разбор текста, хотя при этом несут чушь. Дословно, например: «Иван Иванов пишет в своём рассказе «водитель был похож на угрюмого шайтана». Но где Иван Иванов видел шайтана? Ведь у мусульман запрещено изображение людей и духов».

Как вам такая критика? Вы считаете её обоснованной?

Вот вам другой пример. Я недавно провоцировал публику сетевую на обсуждение творчества одного неталантливого автора, его очень хвалили «престарелые добрые феи».

И среди прочих подобных ко мне зашла дамочка, рассказала мне о людях с большой буквы, с которыми дружил её дед, о золотом веке, к которому она, по её мнению, имеет отношение, цитировала классику, не понимая, что цитирует не автора, а лирического героя. Она же принимала, к примеру, слова Акакия Акакиевича Башмачкина за прямые мысли Гоголя об устройстве социума. На возражения никак не реагировала, говорила, что она из «литературной семьи», советовала «почитать историю, там таких наказывают» (историю – гуманитарную науку) и главный акцент делала на том, что «мой дедушка знал Окуджаву, и поэтому я умный человек, не то, что вы, быдло». Как оказалось, дамочка ещё и книги пишет и выставляет их самостоятельно в интернете. После вопроса о том, как относится её «литературная семья» к её пошловатому роману «Няня для няши», она разразилась бранью.

И много подобных там было, но ни одного комментария по существу вопроса.

Ну вот начитается этаких мнений начинающий автор и бросит писать, навсегда решив, что писатели – идиоты, или примет таких критиков за гуру и начнёт деформироваться, чтобы заслужить одобрение. Через это проходят все современные начинающие писатели, за редким исключением. Наивно хотят получить помощь, а получают чёрное концентрированное зло в горошинах.

Профессионал, который может помочь молодому литератору, по соцсетям не ходит и своё мнение направо-налево не разбрасывает. Нужен какой-то новый бесплатный проект для талантливых авторов, а пока что имеем, то и пользуем.

 

Тэги: Александр Гриценко
Обсудить в группе Telegram

Александр Гриценко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Утрата

    13.07.2022
  • Умер Александр Гриценко

    11.07.2022
  • Интеллигенты из «Фейсбука»

    20.07.2021
  • Гламур на крови

    15.06.2021
  • О бриллиантах в навозной куче и наоборот

    02.02.2021
  • О бриллиантах в навозной куче и наоборот

    56 голосов
  • Гламур на крови

    56 голосов
  • Интеллигенты из «Фейсбука»

    53 голосов
  • Как писатель в РЭП залез

    14 голосов
  • Умер Александр Гриценко

    12 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS