Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 декабря 2018 г.
  4. № 50 (6671) (12.12.2018)
Литература

Не допустить дьявола

10 декабря открылась экспозиция «ГУЛАГ в судьбах людей и истории страны»

11 декабря 2018
На открытии экспозиции (слева направо): Александр Кибовский,  Татьяна Москалькова, Михаил Федотов, Роман Романов

Ближайшая к Музею истории ГУЛАГа станция метро носит имя Достоевского. В одном из переходов большое, во всю стену, мраморное панно с портретом писателя. Если всмотреться, во взгляде его – мудрость провидца, сострадание к людям, но и свет веры. Наверное, неслучайно совместились географически музей и станция, в этом тоже есть что-то от провидения.

Писатель многое увидел в жизни, его произведения звучали и звучат как предупреждение, напоминание о важности жить по совести и не возвышаться за счёт страданий других. Это направление в литературе продолжил уже в другое время другой писатель – Александр Солженицын. Оба прошли застенки, на себе испытали страдания затворничества и унижений. Усвоены ли нами подобные уроки сполна?

На открытии новой музейной экспозиции Уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова отмечала, что вопрос диалога между властью и обществом, вопрос готовности к покаянию и признанию ошибок, и, главное, к их неповторению по-прежнему в повестке дня. Многое в новой России изменилось и в законодательстве, и в сознании людей. Но есть ещё немало того, что надо доосмыслить из времени ГУЛАГа, не перечёркивая того светлого и созидательного, что было тогда.

Первый зал новой экспозиции посвящён… дверям, он так и называется – «Двери». Именно с них часто начиналась для будущих заключённых новая жизнь: стук среди ночи, чёрный воронок, дальняя дорога… Потом мелькали двери следственных кабинетов, камер заключения, бараков, нужников... И далеко не всех ждали потом распахнутые ворота к свободе. Многие если не потеряли жизнь в лагерях, то утратили близких и друзей. На открытии упоминался уникальный случай: не так давно в музее встретились мать и дочь, потерявшие друг друга более чем на 60 лет…

Один из залов посвящён Белбалтлагу – там сосредотачивались строители Беломорско-Балтийского канала. Он был важен для страны, его прорыли в рекордные сроки – за 21 месяц, но только заключённых умерло за это время 12 374 человека. Могущество и обороноспособность очень важны, однако достижение цели не должно заслонять беспокойства и заботы о человеческих судьбах.

DSCF9599.jpg

Экспонаты выставки.
Одна из дверей в другую жизнь…

DSCF9690.jpg

Как отметил министр Правительства Москвы Александр Кибовский, через залы музея уже прошли почти все школьники столицы, музей стал центром просветительской работы, местом обсуждения важных общественных проблем.

– Мы работали над экспозицией более трёх лет, – рассказывает директор музея, художественный руководитель проекта Роман Романов. – Тщательно отбирали ключевые документы, цитаты, воспоминания, предметы, видео- и фотоматериалы...

Атмосферу времени помогают понять озвученные замечательными актёрами рассказы и воспоминания заключённых. Спасибо за это Чулпан Хаматовой, Инне Чуриковой, Авангарду Леонтьеву, Евгению Ткачуку, Юлии Пересильд и другим мастерам. Бывшего узника ГУЛАГа А. Солженицына озвучил Евгений Миронов. Как отметил на открытии экспозиции советник Президента РФ Михаил Федотов, она помогает глубже понять, что это такое «большой террор».

Поэтому и важно, чтобы каждый из нас как можно полнее воспринял уроки, и перед дьяволом зла и безнаказанности, как определила явление Татьяна Москалькова, были навсегда захлопнуты двери.

Если вернуться к Достоевскому, то некоторые публицисты представляют пассаж Ивана Карамазова о слезинке невинного ребёнка чуть ли не как квинтэссенцию Евангелия, утверждая, что в идее сконцентрировано учение Христа. Господь однако, не проповедовал ни пацифизма, ни анархии. И об этом также надо помнить. Чтобы становиться ещё сильнее и добрее.

Владимир Сухомлинов
Фото Максима Гончарова

Тэги: Владимир Сухомлинов
Обсудить в группе Telegram

Владимир Сухомлинов

обозреватель отдела «Политика»... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Илон Маск спустился с небес

    05.10.2022
  • Герой. 80 лет спустя

    28.09.2022
  • Дорога домой

    28.09.2022
  • Является ли Россия Европой?

    21.09.2022
  • Является ли Россия Европой?

    14.09.2022
  • Почему я разлюбил Америку

    74 голосов
  • Страна рабов – навсегда?

    73 голосов
  • Он флагов не менял

    64 голосов
  • Альгирдас Палецкис: «Литву назначили быть Западом»

    59 голосов
  • Дамские радости

    58 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS